Регуляторные системы организма и механизмы выздоровления

30.11.-0001

Роль нервной системы

Известна прямая связь всех защитно-приспособительных и компенсаторных реакций с рефлекторной деятельностью нервной системы. И. П. Павлов считал головной мозг (высшие отделы) специальным органом приспособления организма к среде. Определенное значение в реакциях приспособления имеют другие отделы центральной нервной системы, в частности ретикулярная формация мозгового ствола.

Все это свидетельствует об участии нервной системы как главной регуляторной системы в механизмах выздоровления. С этих позиций интересно изучение роли головного мозга в процессах осуществления компенсации в эволюционном плане (Э. А. Асратян, 1960). Было показано, что в процессе эволюции передние отделы головного мозга приобретают все большее значение в этих процессах. У высокоорганизованных животных кора полушарий головного мозга приобретает здесь решающее значение. Следовательно, рефлекторные механизмы (включая условные рефлексы) существенно важны для реализации приспособительно-компенсаторных реакций.

В случае нанесения одинаковых (по тяжести и локализации) повреждений животным, находящимся на разных уровнях филогенетического развития, наблюдаются разные по тяжести нарушения. Чем выше организация головного мозга, тем тяжелее последствия повреждений, однако и тем совершеннее компенсация. На основании клинических наблюдений над детьми было показано, что в раннем онтогенезе компенсация функций осуществляется быстрее и полнее, чем у взрослых. То же имеет место и у животных.

В экспериментах на собаках обнаружено, что через некоторое время после ампутации двух и даже трех конечностей животные под влиянием соответствующей тренировки довольно быстро восстанавливают способность активного передвижения. Повреждение головного мозга в этих условиях срывает компенсацию. В это же время у контрольных собак такая же операция на головном мозге не сказывается на движении животных. Эти эксперименты подтверждают отмеченные выше положения о существенной роли высших отделов головного мозга в процессах компенсации, а следовательно, и выздоровления.

В школе А. Д. Сперанского в этом направлении также получены убедительные данные.

Так, например, если животному нанести термическое повреждение верхушки сердца (С. И. Франкштейн, 1951), то следствием этого являются характерные нарушения его деятельности, которые, однако, через некоторое время ликвидируются (имеет место и нормализация электрокардиограммы).

Нанесение этому животному через определенный промежуток времени травмы нервной системы (отделов, не имеющих отношения к иннервации сердца) вызывает рецидив расстройств такого же типа, какие были типичными для повреждения верхушки сердца. Сходные явления наблюдались и в экспериментах, в которых после перелома костей конечности и полного восстановления активных движений животного, нанесение травмы на центральные отделы нервной системы восстанавливает нарушение функций конечности, где наблюдался перелом.

После воспроизведения децеребрационной ригидности у такого животного имеет место тоническое вытягивание лишь трех лап, четвертая, в которой имел место перелом, подтягивается к туловищу.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру