Эффективность экспериментальной терапии
Так или иначе путем метода экспериментальной терапии на инфекционных моделях у животных было изыскано и изучено большинство новых эффективных препаратов (в том числе антибиотиков), которые в значительной степени изменили принципы лечения инфекционных болезней за последние 15—20 лет.
В связи со значительным развитием противоопухолевой химиотерапии, особенно за последние годы, создан ряд новых экспериментальных моделей опухолей.
Эти опухоли можно разделить на две группы:
- перевиваемые и
- индуцированные опухоли.
Из перевиваемых опухолей многие воспроизведены у мышей, крыс, хомяков, кур (см. Л. М. Шабад, 1947; Ф. Д. Машбиц, 1955, и др.).
За последнее время внимание исследователей обращено на выявление так называемого опухолевого спектра при испытании новых противоопухолевых препаратов (Sugiura, 1961; Sugiura и С. Stock, 1952; Л. Ф. Ларионов, 1962, и др.). Так, например, в отделе химиотерапии института Слоан-Кеттеринг (Нью-Йорк, США) для этого применяется до 22 штаммов перевивных опухолей мышей, 8 опухолей крыс, 3 опухоли хомяков и одна куриная (вирусная саркома Rous).
Для исследования вопросов метастазирования обычно применяется опухоль кроликов, полученная в 1920 г. Броуном и Пирс.
Воспроизведение индуцированных опухолей обычно требует применения канцерогенных веществ (3,4-бензпирена, 9,10-диметил-1,2 бензантрацена и метилхолантрена, — реже других соединений). Однако следует согласиться с И. В. Давыдовским, что, несмотря на разные канцерогенные воздействия, опухоли животных (особенно экспериментальные) значительно отличаются от опухолей человека. Этим, по-видимому, следует объяснить, что, несмотря на положительные лечебные результаты при применении ряда химиотерапевтических препаратов у экспериментальных животных, их клиническое применение, как правило, не дает такого успеха в онкологической клинике человека.
В связи с этим предпринимаются попытки перевивки опухоли человека экспериментальным животным. Для подавления гетеротрансплантационного иммунитета в этих условиях применяется предварительное воздействие на животных рентгеновых лучей и кортикоидных гормонов. Такие опухоли описаны у крыс, мышей, собак и хомяков (Telle и др., 1960; Мегкег и др., 1960; Kutner, Southam и др., 1960).
Другие модели неинфекционных заболеваний у экспериментальных животных часто далеки от болезней человека и имеют лишь чисто внешнее, морфологическое сходство (исключением здесь являются лишь последствия травматического повреждения органов и систем и некоторые другие модели). Так, например, описано много экспериментальных моделей заболеваний сердечнососудистой системы (см. руководства под ред. Н. В. Лазарева, 1954; монографию Д. С. Саркисова и П. И. Ремезова, 1960). Среди них наиболее важными является атеросклероз у кроликов, собак (А. И. Игнатовский и Л. Г. Мооро, 1908; Н. Н. Аничков, С. С. Халатов, 1913, и др.) и кур (Katz, Pick, 1961).
«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух
- Пути и механизмы выздоровления
- Поддержание жизненно важных констант в организме системами процессов
- Химиотерапевтическое вмешательство
- Разработка путей и механизмов выздоровления
- Рефлекторный акт
- Патогенетическая терапия
- Развитие экспериментальной терапии
- Компенсаторная возможность организма в случае нанесения ему ущерба
- Примеры воздействий кортикоидных гормонов в сочетании с другими средствами
- Изучение болезней человека на экспериментальных моделях лабораторных животных
- Разница между процессом компенсации нарушенных функций и приспособительной реакцией
- Хирургические методы лечения
- Требования, которые имеют прямое отношение к экспериментальной терапии
- Значение социальной среды в формировании компенсаторно-приспособительных реакций у человека
- Литература
- Применение экспериментальной терапии на животных
- Резервные средства организма и другие формы компенсации
- Искусственно вызванные заболевания у лабораторных животных для целей экспериментальной терапии