Изучение болезней человека на экспериментальных моделях лабораторных животных
В экспериментальной медицине принят ряд форм изучения болезней человека на так называемых экспериментальных моделях лабораторных животных.
Н. Н. Аничков (1945) на основании анализа литературных данных различает три таких формы:
- эксперименты с целью выяснения сущности, течения и значения различных проявлений (симптомов) болезни;
- эксперименты, выясняющие этиологическое значение различных факторов в происхождении болезни (особенно для выяснения этиологии инфекционного заболевания);
- эксперименты, направленные на выяснение вопросов патогенеза и саногенеза заболевания.
Последний вид эксперимента требует создания у экспериментального животного «подобия» заболевания человека и вместе с тем учета всех условий, которые имеют место в возникновении, развитии и исходе болезни.
Каждая из перечисленных форм опытов употребляется и для экспериментальной терапии, однако последняя является наиболее адекватной, так как удовлетворяет ряду требований, которые следует иметь в виду при такой работе.
В каждом случае при воспроизведении модели необходимо руководствоваться не только внешним сходством заболевания человека и животных, а всеми доступными средствами по возможности учесть условия возникновения и развития его. Здесь встречается много трудностей.
Прежде всего необходимо учитывать данные сравнительной патологии и ветеринарной практики о так называемых спонтанных заболеваниях животных, у которых предполагается вызвать экспериментальное заболевание. В том числе необходимо иметь в виду сравнительно-патологические особенности болезней домашних и диких животных. Следует далее выяснить степень отличия заболевания животного, которое встречается в естественных условиях от болезни человека, подлежащей изучению на экспериментальной модели. При этом необходимо учитывать, что устойчивость различных животных даже в пределах родственных видов может быть весьма различной. Так, например, известно, что грызуны весьма чувствительны к туберкулезной инфекции. Однако и здесь наблюдаются различия — высокая чувствительность у морских свинок и весьма малая у крыс.
Общие вопросы проблемы моделирования, а также гносеологическая сущность метода моделирования, взятого в самом общем виде, раскрыта довольно ясно в советской литературе (А. А. Зиновьев и И. И. Ревзин, 1960; И. И. Федоров, 1961; В. А. Штоф, 1963, и др.). Сущность этого метода, как было упомянуто выше, «…заключается в том, чтобы на базе установления аналогии, в процессе исследования модели получить необходимые знания о моделируемом объекте, т. е. об оригинале» (И. В. Давыдовский)1.
Поэтому вряд ли можно согласиться с пониманием моделей, которое сводится к тому, что модель определяется лишь как образ объекта (имея в виду «образ» в философском смысле). Это суживает класс моделей, дает повод для смешения общих понятий гносеологии и понятий, специфичных для данного моделирования (особенно если иметь в виду экспериментальные заболевания, вызываемые у животных).
1 И. В. Давыдовский. Проблема причинности в медицине. М., 1962, стр. 138.
«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух
- Пути и механизмы выздоровления
- Поддержание жизненно важных констант в организме системами процессов
- Химиотерапевтическое вмешательство
- Разработка путей и механизмов выздоровления
- Рефлекторный акт
- Патогенетическая терапия
- Развитие экспериментальной терапии
- Компенсаторная возможность организма в случае нанесения ему ущерба
- Примеры воздействий кортикоидных гормонов в сочетании с другими средствами
- Требования, которые имеют прямое отношение к экспериментальной терапии
- Разница между процессом компенсации нарушенных функций и приспособительной реакцией
- Хирургические методы лечения
- Применение экспериментальной терапии на животных
- Значение социальной среды в формировании компенсаторно-приспособительных реакций у человека
- Литература
- Искусственно вызванные заболевания у лабораторных животных для целей экспериментальной терапии
- Резервные средства организма и другие формы компенсации
- Экспериментальная модель сифилиса у кроликов