Форсмановские антитела

30.11.-0001

Ряд авторов обнаружил, что в крови людей при сывороточной болезни появляются антитела против бараньих эритроцитов. Они не являются форсмановскими антителами.

Paul и Bunnell (1932) полагают, что данные антитела являются неспецифическими антителами и появляются не только при сывороточной болезни, но и при других заболеваниях, как, например, при инфекционном мононуклеозе. В некоторых случаях при сывороточной болезни человек становится чувствительным одновременно к белкам многих видов животных (морская свинка, бык, овца, свинья, собака, кролик, кошка и др.). Эта повышенная чувствительность может передаваться пассивно.

Можно предположить, что при сывороточной болезни реагируют две системы антигенов и антител:

  1. антиген (лошадиный белок) — преципитин крови и
  2. тот же антиген и тканевые антитела.

По-видимому, указанная выше тканевая иммунная реакция является более существенной, чем реакция преципитации. В зависимости от того, в каких тканях развивается эта реакция, клиническая картина сывороточной болезни может протекать в различных вариантах. Эти варианты были в свое время подробно изучены Е. Н. Короваевым (1951), который соответственно наметил несколько клинических типов сывороточной болезни и дал патогенетическую классификацию.

Согласно автору, следует различать в зависимости от выраженности реакций со стороны отдельных систем у больных сывороточной болезнью следующие формы:

  1. вегетативную,
  2. мезенхимную,
  3. собственно сывороточную (гуморальную),
  4. смешанную.

Jones и Fleisher (1936) описали сывороточную болезнь у кроликов. Заболевание это не воспроизводит полностью картину сывороточной болезни человека. Оно развивается у кроликов через 5—7 дней после однократного введения лошадиной сыворотки из расчета 5 мл/кг. Реакция заключается в развитии разлитой эритемы нижней трети уха, распространяющейся иногда на три четверти его поверхности и наблюдается в 60—70% случаев. Авторы не нашли закономерной связи между нарастанием в крови преципитинов и развитием изучаемой ими реакции. Реакция развивалась также независимо от кривой нарастания и спадения содержания антигена в крови опытных кроликов. Эти данные позволили автору выразить сомнение по поводу теории Pirquet и Schick, согласно которой основным звеном в патогенезе сывороточной болезни человека является реакция антигена с антителом в крови. Известно, что Pirquet и Schick полагали, что преципитины всегда появляются и нарастают в крови раньше, чем появляются признаки сывороточной болезни (1903).

Сывороточная болезнь типа обратной анафилаксии

Voss (1937) вводил внутривенно детям сыворотку крови реконвалесцентов через 2 недели после перенесения сывороточной болезни в количестве 1 —10 мл. Введение под кожу таким детям нормальной лошадиной сыворотки вызывало развитие воспаления и отека в месте введения. Отношение данного явления к типу обратной анафилаксии определялось, по мнению Voss, тем, что сыворотку реконвалесцентов можно было применять не до, а после введения лошадиной сыворотки (антигена) детям для воспроизведения этого явления. Вопрос, следует ли относить явления, описанные Voss, к истинной сывороточной болезни, не является решенным. Можно скорее думать, что здесь наблюдается реакция типа феномена Артюса.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру