Значению эндокринной системы в реактивности и резистентности при действии лучистой радиации
Значению эндокринной системы в реактивности и резистентности при действии лучистой радиации посвящено значительное число работ (П. Д. Горизонтов, 1960; Betz, 1961). При этих воздействиях наблюдаются в общих чертах те же закономерности, которые отмечены выше. Удаление щитовидной железы почти не влияет на радиорезистентность; длительное введение тиомочевины повышает ее, введение тироксина снижает. Повторное введение адренокортикотропного гормона гипофиза на протяжении нескольких дней перед облучением обусловливает повышение радиорезистентности.
Радиорезистентность увеличивается, если на протяжении нескольких дней перед облучением давать животным дезоксикортикостеронацетат; напротив, она падает, если вводить кортизон (Betz, 1961). Эндокринная система играет роль в различных проявлениях реактивности организма при действии лучистой энергии вследствие своего влияния на защитные функции, кроветворение и др.
Роль эндокринной системы в реактивности и резистентности к химическим факторам наиболее изучена в отношении фармакологических веществ. В последнее время большое число исследований посвящено влиянию гипофиза и коры надпочечников, что связано с учением Selye об общем адаптационном синдроме (Н. В. Лазарев, 1961).
Ряд работ посвящен роли эндокринной системы в патогенезе инфекций, иммунологической и аллергической реактивности. Раньше в этом отношении привлекала внимание щитовидная железа, в настоящее время — гипофиз, кора надпочечников и тимус. Большинство работ в значительной мере подтверждает положение Selye об общем адаптационном синдроме (см. соответствующие главы настоящего руководства; П. Ф. Здродовский, 1950, 1961; Perla и Marmorston, 1941; Selye, 1956, и др.).
Роль ретикуло-эндотелиальной системы в реактивности и резистентности организма. Значение этой системы в невосприимчивости к инфекционным болезням, а вместе с тем и в иммунологической реактивности впервые было обосновано И. И. Мечниковым (1902, 1954) и В. К. Высоковичем (1886). Дальнейшие исследования Aschoff и Landau (1913), Aschoff (1924), Н. Н. Аничкова (1930) и сотр., а главным образом А. А. Богомольца (1928, 1957, 1958) и его учеников в значительной мере развили учение И. И. Мечникова.
В резистентности и реактивности организма И. И. Мечников обращал особое внимание на фагоцитоз. Дальнейшие исследования выяснили различные условия повышения и понижения функций фагоцитов (см. А. Д. Адо, 1961). И. И. Мечников пробовал изменять реактивность организма, угнетая функцию ретикуло-эндотелиальной системы с помощью больших доз цитотоксических сывороток и стимулируя малыми дозами1. Однако он не мог получить определенных результатов, так как тогда не был еще разработан метод титрации цитотоксических сывороток.
1 Более детально вопрос о применении цитотоксических сывороток излагается в I томе настоящего руководства в главе «Цитотоксины».
«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух
- Основные механизмы реактивности и резистентности организма
- Роль лучистой радиации в реактивности организма
- Роль обмена на клеточном уровне
- Литература
- Роль обмена веществ в реактивности и резистентности у многоклеточных организмов
- Изменение обмена веществ
- Общая резистентность организма при голодании и дистрофии
- Несовпадение реактивности с резистентностью
- Роль гипо- и авитаминозов в реактивности и резистентности организма
- Формы реактивности и резистентности
- Понимание роли нервной системы
- Виды реактивности и резистентности
- Повышение резистентности животных к гипоксии
- Сравнительная патология реактивности и резистентности
- Значение нервной системы в резистентности к гипоксии
- Реактивность беспозвоночных
- Децеребрация
- Иммунологическая реактивность у холоднокровных