Каротальный шок Forssman

30.11.-0001

В 1920 г. Forssman дал описание своеобразного течения анафилактического шока у морской свинки при введении ей в сонную артерию против тока крови сыворотки кролика, иммунизированного эритроцитами барана (гемолитическая сыворотка).

Известно, что эритроциты барана, а также морской свинки содержат гетерогенный антиген Forssman и, следовательно, морская свинка ведет себя по отношению к антибараньей гемолитической сыворотке так же, как если бы ей вводили специфические антитела против ее собственных тканей.

В опыте Forssman создавались условия для развития так называемой обратной анафилаксии, когда в организм, ткани которого являются антигеном, вводят готовые иммунные (анафилактические) антитела и в результате их взаимодействия развивается картина анафилактического шока (Doerr и Moldawan, 1910). Forssman вводил в сонную артерию свинки по направлению к сердцу 0,12—0,18 мл гемолитической сыворотки кролика и наблюдали при этом экзофтальм, страбизм, потерю равновесия и другие мозжечковые симптомы.

Характерные для анафилактического шока расстройства кровообращения и дыхания отсутствовали. Forssman представлял патогенез описанного им «каротального синдрома» как попадание анафилактогена через позвоночную артерию в мозжечок и раздражение его центров продуктами реакции антиген — антитело.

Опыты Forssman были подтверждены другими авторами. Было выяснено, что каротальный шок не десенсибилизирует свинку к последующему развитию у нее общего анафилактического шока после введения ей в яремную вену несколько большей дозы этой же гемолитической сыворотки. Высказывалось предположение о возможном участии синус-рефлекса в патогенезе каротального шока Forssman (И. М. Кудиенко, 1939). Однако еще Forssman при введении гемолитической сыворотки в сонную артерию по току крови не получал картины ни общего анафилактического шока, ни каротального синдрома. На этом основании он и пришел к выводу о весьма большом значении в патогенезе каротального синдрома мозжечка, в который попадает анафилактоген через позвоночную артерию.

В опытах А. Д. Адо (1938) испытывалось влияние на кровяное давление в бедренной артерии сенсибилизированной собаки введенных 0,5 мл лошадиной сыворотки-антигена во внутреннюю сонную артерию. При этом отмечалось небольшое падение кровяного давления — на 20—30 мм рт. ст. в течение 1—2 минут в 4 опытах из 5. При этом введение анафилактогена в сонную артерию не вызывало десенсибилизации ни синуса, ни организма собаки. При последующей перевязке внутренней сонной артерии с целью исключения этой рефлексогенной зоны введение сыворотки в яремную вену вызывало общий анафилактический шок (А. Д. Адо, 1938).

Изучение каротального шока Пуччинелли в условиях обычной постановки опытов по анафилаксии (активная сенсибилизация морской свинки лошадиной сывороткой) показало, что явление это оказывается значительно менее выраженным, чем при обратной анафилаксии в оригинальной постановке Forssman. По-видимому, продукты реакции именно форсмановских антигенов с соответствующими антителами оказывают специфическое раздражающее влияние на мозжечок.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

 

Смотрите также:

Мед312.ру