Главная / Новости здоровья / Секреты репродуктивного тракта вызывают овуляцию

Секреты репродуктивного тракта вызывают овуляцию

25.04.2013

Секреты репродуктивного тракта вызывают овуляцию

Для формирования яйцеклеток в яичнике требуется немало времени, поэтому они являются одним из ценных ресурсов организма. Предполагалось, что в организме имеются определенные механизмы гарантирующие выход овулировавшей яйцеклетки из яичника в репродуктивный тракт в нужное время для увеличения шансов на успешное оплодотворение.

В ходе нового исследования Алан Спредлинг и Цзяньцзюнь Сан из Университета Карнеги-Меллон пролили свет на то, каким образом осуществляется успешная овуляция и оплодотворение, изучив эти два процесса на плодовых мушках. Они обнаружили, что секреты особых желез в пределах репродуктивного тракта плодовых мушек способствуют как процессу овуляции, так и функционированию сперматозоидов, и что секреция контролируется геном рецептора гормонов под названием Hr39. Результаты, полученные учеными, говорят о том, что Lrh-1, ген рецептора у млекопитающих, тесно связанный с Hr39, также регулирует овуляцию, контролируя выделение секретов в репродуктивном тракте у млекопитающих. Эти данные были опубликованы журналом eLife.

Результаты исследования Спредлинга и Сана являются примером того, что биологические процессы, лежащие в основе развития специфических типов человеческих тканей, могут часто совпадать по существу с биологией аналогичных тканей у, казалось бы, сильно отличающихся видов, например насекомых. Эти общие процессы – не случайность, а скорее последствие общей эволюционной истории практически всех многоклеточных организмов на Земле. Благодаря этим сходным чертам, исследователи могут совершать генетические манипуляции над плодовыми мушками, чтобы определять гены и пути, контролирующие определенный биологический процесс – в данном случае овуляцию – а затем при помощи генетического секвенирования идентифицировать соответствующие гены у других видов, включая человека.

Сан и Спредлинг начали применять этот метод несколько лет назад и описали с его помощью, как развиваются железы внутри яичника. Вскоре им удалось модифицировать нормальное развитие яичника и получить мушек, у которых количество секреторных клеток колебалось от нуля до нормы, составляющей примерно 200 клеток, а также взрослых мушек, у которых они могли по желанию включить или выключить функцию секреторных клеток. Получение мышей с такими же качествами было бы гораздо более сложной задачей, и дало бы результаты спустя гораздо больший период времени. Конечно, на людях такие исследования проведены быть не могут.

При помощи этих специальных технологий исследователи подтвердили, что одна важная роль секретов репродуктивного тракта заключается в защите и сохранении сперматозоидов. Требуется, по меньшей мере, 25 секреторных клеток, продукт которых привлекает сперматозоиды к железам, где они могут находиться в безопасности, омываемые секреторной жидкостью. Похожий процесс сохранения происходит в области фаллопиевых труб человека, которая известна как перешеек. Полагают, что сперматозоиды находятся в перешейке всего несколько дней, однако в случае с плодовыми мушками они могут сохраняться в течение недели или даже дольше. Если продуцирование секрета подорвано, сперматозоиды могут не добраться до железы, а в случае, если им это удается, они подвергаются аномальным изменениям.

Секреторный механизм, изучаемый в ходе этих экспериментов, вероятно, позволяет репродуктивному тракту подавать яичникам сигналы, когда он готов принять яйцеклетку. Ожидание такого сигнала перед высвобождением яйцеклетки, возможно, сокращает вероятность того, что яйцеклетке не удастся войти в репродуктивный тракт, или что яйцеклетка появится до того, как будут доступны активные сперматозоиды.

Что интересно, работа Спредлинга и Сана показывает, что за овуляцию и привлечение и сохранение сперматозоидов отвечают различные секреты. Идентификация продуктов специфических секреторных клеток (и соответствующих генов), которые требуются для успешной овуляции, была бы важным шагом к пониманию механизмов этого по-прежнему таинственного процесса.

Это исследование может также быть важным в отношении одной из наиболее распространенных форм рака яичника, которая, как было недавно показано, возникает по причине аномалий в секреторных клетках репродуктивного тракта. Гены и пути, используемые клетками при выполнении их обычных функций, часто являются мишенями изменений, инициирующих рост раковых клеток. Таким образом, данная работа должна стимулировать исследования, посвященные определению роли, которую такие гены как Lrh1 играют в развитии этого губительного заболевания.

Источник:
sciencedaily.com