Несовпадение реактивности с резистентностью

30.11.-0001

Н. Н. Сиротинин (1934, 1939) обратил внимание на то, что в ряде случаев реактивность организма не совпадает с резистентностью. Лучшим примером такого состояния может служить зимняя спячка, во время которой резистентность к различным воздействиям увеличивается, в частности к инфекциям, тогда как общая реактивность снижается, уменьшается также иммунологическая и аллергическая реактивность. В ряде работ Н. Н. Сиротинин (1934—1960) отметил, что измененная (вторичная) реактивность (иммунологическая, аллергическая) формируется на фоне первичной (физиологической) реактивности. В свою очередь первичная реактивность различна в зависимости от фило- и онтогенетического положения животного (историю развития понятия реактивности см. у Н. Н. Сиротинина, 1957).

Понятие реактивности прочно вошло в практическую медицину, особенно в клинику инфекционных болезней, где различают гипер- и гипергические (анергические) формы патологического процесса (туберкулез и пр.). Наибольшее применение этого термина наблюдается в клинике аллергических болезней.

Учение о резистентности организма развивалось примерно по тому же пути, что и учение о реактивности.

В древний период резистентность связывали с устойчивостью к заболеваниям, со здоровьем, которое характеризовалось гармоничным смешением соков организма. Уже тогда была известна и избирательная приобретенная повышенная резистентность. Фукидид писал, что при афинском поветрии во время Пелопонесской войны никто вторично не заболевал в сильной форме. Известно было также и индивидуальное повышение резистентности к ядам, получившее название от Митридата,— «митридатизм».

Установление приобретенной специфической резистентности — иммунитета связано с именем Jenner (1796), который ввел оспопрививание. Pasteur, И. И. Мечников и др. создали учение об иммунитете. И. И. Мечников подошел к вопросам резистентности с точки зрения сравнительной патологии. Он связывал невосприимчивость не только с иммунобиологическими явлениями, но и с резистентностью, которая обеспечивалась наличием кожных покровов, слизистых оболочек, а также вследствие выделения микробов и аутотомии. Эта невосприимчивость вначале трактовалась как естественный иммунитет, а затем как резистентность организма. В настоящее время последнее понятие получило общее признание и окончательно отдифференцировалось от явления иммунитета, характеризующегося иммунобиологическим механизмом.

Согласно Selye (1960, 1961), неспецифическая резистентность представляет собой устойчивость организма скорее к повреждению вообще, чем к какому-либо отдельному повреждающему агенту или к группе агентов. Selye рассматривает резистентность и реактивность к патогенному действию в связи с состоянием организма, определяющимся функциональным состоянием эндокринных желез. Исключительная роль нервной системы в резистентности и реактивности была показана А. Д. Сперанским и его учениками.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру