Теория «символического языка органов»

22.12.2014

Согласно теории «символического языка органов», популярной в США, рвоту следует считать символом такого эмоционального состояния, когда человека вообще что-либо раздражает, когда он не может вообще чего-нибудь «переваривать» и т. д.

Упомянутый выше психосоматик Alexander подобно Cannon (1920) противопоставляет два эмоциональных состояния — активное и пассивное.

Первое состояние характеризуется повышением тонуса симпатической нервной системы и знаменует собой подготовку организма к «бою» или активной защите. По Alexander, фаза, на которой задерживается этот процесс «врожденной агрессивности», определяет и характер заболевания. Так, торможение реакции в фазе психической подготовки к активной защите вызывает мигрень, а торможение в период вегетативной перестройки приводит к гипертонии. Столь же субъективно и неотчетливо определение специфики болезни и в зависимости от «типа личности» (Alwarez, 1930; Draperr 1942; Alexander, 1950, и др.)

Одним из доказательств ненаучности психоаналитического метода служат данные о беспомощности психосоматической терапии. Так, Ф. В. Бассин (1959) приводит статистику иностранных авторов, согласно которой количество выздоровлений больных с неврозами, не лечившихся совсем, было несколько большим, чем в группе больных, леченных психосоматиками.

Находясь на субъективных позициях психоанализа при оценке роли психических факторов в возникновении болезней человека, психосоматики волей-неволей приходят к произвольному и различному толкованию сущности болезни. Главным двигателем человеческой жизни они считают инстинкты, а основным источником различных болезней — период раннего детства, когда общество начинает подавлять эти инстинкты.

Психосоматическая медицина является своеобразным медицинским отражением сложных противоречий капиталистического общества. Действительно, в основных догмах этого учения отражена растерянность и подавленность личности при капитализме, которую уже со дня рождения преследуют неразрешимые конфликты, грозящие тяжелыми соматическими заболеваниями. Личность рассматривается психосоматиками в противопоставлении обществу, которое является главным источником патогенных факторов, источником неразрешимых конфликтов. В этом учении нашел воплощение основной принцип капитализма: человек человеку — враг. Весьма своеобразны и рецепты профилактики.

По мнению психосоматиков важно, образно выражаясь, не загонять неизбежные конфликты внутрь, а разрешать их. По сути дела, это медицинская пропаганда распущенности, бунта личности против общества, его законов и традиций, но бунта индивидуального. С позиций психосоматики можно в конце концов оправдать убийство (разрешение агрессивного конфликта), насилие (удовлетворение полового влечения) и др. Здесь намечаются точки соприкосновения с идеями Ницше о «сверхчеловеке», которому все позволено.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру