Главная / Руководство по патологической физиологии / Общее учение о болезни / Создание патологии как «чистой естественной науки»

Создание патологии как «чистой естественной науки»

22.12.2014

Для создания патологии как «чистой естественной науки» Ricker предлагал:

  1. отделить патологию от биологии, не пользоваться биологическими понятиями вроде «приспособление», «регулирование» и т. д.;
  2. отделить патологию от практической медицины и гигиены;
  3. слить патологию и физиологию в одну науку. С точки зрения Ricker, патология много выиграет, отделившись от медицины, так как при наличии такой связи патология неминуемо соскальзывает на позиции целесообразности, а «патология как чистая наука исследует лишь каузальные отношения патических1 явлений» (Ricker, 1924, предисловие, стр. 4).

Там же Ricker поясняет: «Мы назвали нашу естественнонаучную патологию патологией отношений, ибо она в отношениях, связях патических1 явлений тела друг с другом и с внешним миром усматривает объект патологии как естественной науки. Она, таким образом, релятивна и не признает ничего абсолютного» (там же, стр. 6). Уже эти немногие сведения о «теории» Ricker показывают, что в ее свете разработка учения о болезни является бессмысленной, лишенной всякого практического интереса, так как «чистая патология» должна существовать отдельно от медицины и гигиены, если же Вас интересует вопрос о необходимости проведения операции артроскопии коленного сустава, обратитесь к опытным и квалифицированным специалистам.
 
Содержание болезни не должно раскрываться с использованием таких понятий, как приспособительные явления, так как автор считает, что естественнонаучные суждения должны иметь чисто физическое содержание.

Болезнь, по Ricker, — это лишь количественное нарастание того, что уже имеется в здоровом организме. Не видя качественных различий между здоровьем и болезнью, Ricker поэтому с легкостью и предлагал слить физиологию и патологию в один предмет. «Здоровые и больные люди, — писал он, — суть части природы, как и все остальное; нет никакого основания их иначе понимать, чем, скажем, нормальный бег небесных тел и их нарушения» (Ricker, 1924, предисловие, стр. 4). Такая никчемная софистика при определении здоровья и болезни лишний раз подчеркивает, что Ricker верен своей «теории» — патология действительно отделена при решении этого вопроса от медицины и бесполезна для нее.

Эти высказывания Ricker служат блестящей иллюстрацией к критике релятивизма, данной В. И. Лениным: «Релятивизм, как основа теории познания, есть не только признание относительности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человечества существующей, мерки или модели, к которой приближается наше относительное познание. С точки зрения голого релятивизма можно оправдать всякую софистику…» 2.

1Патологических. — Ред.
2 В. И. Ленин. Сочинения. Том 13. Материализм и эмпириокритицизм. М.—Л, 1928, стр. 111.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру