Главная / Руководство по патологической физиологии / Общее учение о болезни / Анализ теоретических основ кризиса в естествознании

Анализ теоретических основ кризиса в естествознании

22.12.2014

В. И. Ленин на примере физики дал блестящий анализ теоретических основ кризиса в естествознании. В. И. Лениным было показано, что:

  1. существует тесная связь между ломкой старых взглядов в естествознании и возникновением новых школ и течений;
  2. возникновение идеалистических школ и течений отражает кризис всей капиталистической системы в эпоху империализма;
  3. суть кризиса обусловлена и тем, что вместо дальнейшего развития материализма на основе новых открытий в естествознании распространяется идеализм из-за отсутствия правильного научного мышления и незнания диалектики;
  4. причина кризиса в естествознании и причина усиления идеализма лежит в классовой борьбе1.

В учении о болезни выражением данного кризиса явилось возникновение в медицине капиталистических стран ряда направлений, объединенных единой философской платформой — субъективным идеализмом,

Можно считать, что из числа всех этих течений наиболее заслуживаю! критического разбора «патология отношений» Ricker, «функциональная патология» Bergmann, фрейдизм и возникшее на базе психоанализа психосоматическое направление.

«Патология отношений»

В 20-х годах XX века Ricker выступил с критикой клеточной патологии Virchow, при этом он считал несостоятельными основные положения Virchow, что организм является клеточным государством, а болезнь суммой клеточных поражений. Ricker создал свою патологию, которую он назвал «патологией отношений».

По его мнению, все органы тела человека связаны определенными отношениями.

Все патологические процессы проходят следующие звенья:

  1. раздражение нервной системы,
  2. изменения просвета сосудов и
  3. изменения в тканях.

Главную роль в развитии болезни Ricker придавал изменениям тонуса вазомоторных нервов и связанным с этим расстройствам кровообращения и нарушениям в тканях.

Существующая философия, по мнению Ricker, не может удовлетворить естествознание, так как, во-первых, она уделяет незначительное внимание специальным наукам, а, во-вторых, философы не владеют специальными знаниями, «из которых должна исходить логика специальной естественной науки» (Ricker, 1912, стр. 2). Логика, которую хочет создать Ricker, мыслится не как отражение независимых от человека форм движения материи, а как учение, не выходящее за пределы субъекта и его сознания. «Логика естественных наук не может признать активности вещей», — пишет Ricker (там же, стр. 9). Внешний мир, по Ricker, существует как логический постулат. Не случайно поэтому высказывание автора о том, что «ни силам, ни материи не присуще вещественное существование: материи и силам не может быть приписано бытие, силам не может быть приписано действие» (там же, стр. 18). Все эти положения «новой» философии Ricker показывают, что он является субъективным идеалистом, на что обращал внимание в своих критических статьях Л. Н. Карлик (1934, 1936).

1В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. Сочинения. Изд. 4-е, Госполитиздат, 1947, т. XIV.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру