Главная / Руководство по патологической физиологии / Общее учение о болезни / Идеалистические взгляды на болезнь в капиталистических странах в XX веке и их критика

Идеалистические взгляды на болезнь в капиталистических странах в XX веке и их критика

22.12.2014

Учение о болезни, подобно многим другим теоретическим вопросам медицины, с момента своего зарождения и до наших дней является ареной острой идеологической борьбы. Гиппократ причиной расстройств жизнедеятельности организма считал «порчу соков», а Гален — «духовное начало». Следовательно, уже у истоков медицины наметились две линии в развитии ее теории и, в частности, в понимании болезни — материалистическая и идеалистическая.

В новой Программе КПСС, принятой на историческом XXII съезде КПСС, подчеркивается, что «В век бурного развития науки еще большую актуальность приобретает разработка философских проблем современного естествознания на основе диалектического материализма, как единственного научного метода познания»1.

В центре идеологической борьбы в естествознании стоит вопрос об отношении мышления к бытию, духа — к природе, что, по определению Ф. Энгельса, является основной проблемой философии2.

Главными аспектами этой проблемы в современном ее состоянии, по мнению В. Ф. Сержантова (1958), являются следующие:

  • психофизиологический (отношение сознания к телу человека);
  • эволюционно-исторический (место идеального, духовного в общей системе мира);
  • гносеологический (отношение сознания к внешнему объективному миру).

С оценкой сознания и его происхождения тесно связано, очевидно, и решение гносеологического вопроса, т. е. практически важного вопроса о познаваемости реального мира. Вот почему анализ психофизиологической стороны главной философской проблемы на основе данных естественных наук, в том числе и на основе данных о болезни, выходит за рамки утилитарного интереса этих наук и представляется важным и с общественно-политической точки зрения.

К началу XX века пршнцип каузальности в патологии был в значительной степени дискредитирован механистичностью монокаузализма (смотрите далее главу вторую).

Смотрите раздел – Общая этиология и общий патогенез

Широкую критику вызвала метафизическая трактовка связи между структурой и функцией в свете клеточной патологии Virchow. Но эта ломка старых представлений при отсутствии у патологов правильного научного мышления привела к кризису в патологии.

1Программа КПСС. Госполитиздат, 1961, стр. 127.
2Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру