Главная / Руководство по патологической физиологии / Общая этиология и общий патогенез / Отдельные правильные положения в работах психосоматиков

Отдельные правильные положения в работах психосоматиков

В работах многих психосоматиков, если исключить фанатиков этого учения, с одной стороны, нередко содержатся отдельные правильные положения, обращается внимание на историю развития человека, что иногда недооценивается в естественнонаучной медицине.

С другой стороны, здесь же излагаются весьма наивные для XX века рассуждения в духе средневековой схоластической медицины.

Для примера можно привести рассуждения Weizsacker (1946), который полагает, что причина каждого заболевания «душевной природы». Он призывает врачей перейти от физико-химического рационализма (т. е. материализма) к анимистическим, антропологическим, принципам. Функции тела, по его мнению, определяются мыслями, а болезнь в конечном счете является «искалеченной мыслью» или материализацией неразрешенных духовных конфликтов. Автор полагает, что болезни являются неизбежным следствием развития природы.

Распространение фрейдизма, являющегося основой психосоматики, в Америке и Западной Европе объясняется не его научной ценностью, так как таковой он лишен. Идеологической основой фрейдизма является идеалистическая философия; концепция эта выгодна господствующим классам капиталистического общества, так как объясняет причины болезней не патогенными факторами, обусловленными тяжелыми условиями жизни трудящихся, а глубиной психологической природы человека, его бессознательными влечениями и инстинктами.

Как видно из сказанного, в настоящее время намечается серьезный кризис психосоматической медицины, наиболее прогрессивные сторонники которой ищут пути к объективным методам исследования и научной методологии. Несомненно, что одной только объективизации конкретных методик еще недостаточно для выхода из кризиса.

Выход из него — это крах психосоматической медицины с ее лишенными всякого физиологического содержания такими понятиями, как «глубинные механизмы», «душевные аппараты и функции», «динамизм аффектов и страстей», «энергетические отношения» и многое другое.

Краткий анализ взглядов сторонников психосоматической медицины на этиологию болезней показывает, что это направление появилось как реакция на ограниченность морфологического мышления в медицине (вирховианство). Однако психосоматики вместе с этим отбросили и материалистический подход к анализу этиологии болезней.

В заключение необходимо кратко остановиться на взглядах Selye и И. В. Давыдовского на этиологию болезней, так как они отличаются от изложенных выше.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также: