Психосоматическое направление в медицине

Психосоматическое направление в медицине, как и многие схоластические теории медицины средневековья, возникло на почве недостаточных знаний этиологии и патогенеза многих, особенно хронических заболеваний.

Наиболее распространенные взгляды представителей психосоматического направления в медицине на этиологию болезней отражены Alexander (1950).

По его мнению, в возникновении болезней играют роль следующие факторы:

  1. конституциональные аномалии;
  2. повреждения во время родов;
  3. органические болезни детского возраста, вызывающие повышенную ранимость некоторых органов;
  4. нарушения ухода за ребенком;
  5. случайные физические травмирующие воздействия в период грудного вскармливания и детства;
  6. случайные эмоциональные травмирующие воздействия в те же периоды;
  7. эмоциональная обстановка в семье в период детства;
  8. физические повреждения, возникающие у взрослых и
  9. эмоциональные переживания и травмы, связанные с отношениями между людьми в обществе.

При возникновении психосоматических болезней наибольшее значение имеют факторы 4, 6, 7, 9.

Перечисленные факторы, по мнению Alexander, играют большую роль и в развитии инфекционных заболеваний. Так, он заявляет, что развитие туберкулеза в значительной степени зависит от эмоциональных факторов, и поэтому данное заболевание может быть отнесено к психосоматическим болезням.

Английский психосоматик Halliday (1949) следующим образом формулирует основные положения учения об этиологии:

  1. причинами болезней являются конфликты раннего детского возраста (конфликты между инстинктами и возможностью их удовлетворения).
  2. Большинство заболеваний характеризуется нарушением нервной регуляции функций внутренних органов.

Halliday подробно описывает этиологию заболеваний, возникающих в раннем детском возрасте, который делится психосоматиками на несколько периодов (фаз). В первую фазу эмоционального развития (до 6 месяцев) у ребенка преобладает активное стремление к проявлению любви со стороны матери, наряду с этим важное значение в поведении имеет пищевой инстинкт (оральная фаза).

При недостаточном или несвоевременном удовлетворении последнего возникают нарушения функции желудочно-кишечного тракта, которые в последующем, при действии на организм дополнительных факторов, уже во взрослом состоянии могут реализоваться в виде язвы желудка или двенадцатиперстной кишки. Если ребенок много плачет из-за неудовлетворенного стремления к любви, то в последующем на этом фоне может развиться бронхиальная астма.

Вторая фаза эмоционального развития охватывает период от 6 месяцев до 3 лет. Этот период характеризуется стремлением к анализу путем разрушения вещей, что встречает сопротивление родителей и взрослых. Конфликт между ребенком и взрослыми приводит к усилению агрессивного поведения ребенка. В дальнейшем этот конфликт реализуется в виде гипертонической болезни, на этой же почве может появиться склонность к спазмам мускулатуры, заболеваниям суставов. Конфликт с родителями заставляет ребенка чаще, чем это необходимо, находить убежище в туалете. Поэтому данная фаза эмоционального развития называется анальной, или уретральной.

Третья фаза эмоционального развития (от 3 до 6 лет) характеризуется появлением чувства собственного «я».

Основными мотивами поведения являются:

  1. утверждение своей личности в обществе;
  2. стремление к контактам с другими людьми. В это время в поведении уже появляются сексуальные мотивы (генитальная фаза).

Наблюдается стремление ко всему необычному. Нарушения, которые возникают в этот период, связаны с расстройствами развития половых желез. Нередко в это время формируется истерия.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру