Психосоматическое направление в медицине
Психосоматическое направление в медицине, как и многие схоластические теории медицины средневековья, возникло на почве недостаточных знаний этиологии и патогенеза многих, особенно хронических заболеваний.
Наиболее распространенные взгляды представителей психосоматического направления в медицине на этиологию болезней отражены Alexander (1950).
По его мнению, в возникновении болезней играют роль следующие факторы:
- конституциональные аномалии;
- повреждения во время родов;
- органические болезни детского возраста, вызывающие повышенную ранимость некоторых органов;
- нарушения ухода за ребенком;
- случайные физические травмирующие воздействия в период грудного вскармливания и детства;
- случайные эмоциональные травмирующие воздействия в те же периоды;
- эмоциональная обстановка в семье в период детства;
- физические повреждения, возникающие у взрослых и
- эмоциональные переживания и травмы, связанные с отношениями между людьми в обществе.
При возникновении психосоматических болезней наибольшее значение имеют факторы 4, 6, 7, 9.
Перечисленные факторы, по мнению Alexander, играют большую роль и в развитии инфекционных заболеваний. Так, он заявляет, что развитие туберкулеза в значительной степени зависит от эмоциональных факторов, и поэтому данное заболевание может быть отнесено к психосоматическим болезням.
Английский психосоматик Halliday (1949) следующим образом формулирует основные положения учения об этиологии:
- причинами болезней являются конфликты раннего детского возраста (конфликты между инстинктами и возможностью их удовлетворения).
- Большинство заболеваний характеризуется нарушением нервной регуляции функций внутренних органов.
Halliday подробно описывает этиологию заболеваний, возникающих в раннем детском возрасте, который делится психосоматиками на несколько периодов (фаз). В первую фазу эмоционального развития (до 6 месяцев) у ребенка преобладает активное стремление к проявлению любви со стороны матери, наряду с этим важное значение в поведении имеет пищевой инстинкт (оральная фаза).
При недостаточном или несвоевременном удовлетворении последнего возникают нарушения функции желудочно-кишечного тракта, которые в последующем, при действии на организм дополнительных факторов, уже во взрослом состоянии могут реализоваться в виде язвы желудка или двенадцатиперстной кишки. Если ребенок много плачет из-за неудовлетворенного стремления к любви, то в последующем на этом фоне может развиться бронхиальная астма.
Вторая фаза эмоционального развития охватывает период от 6 месяцев до 3 лет. Этот период характеризуется стремлением к анализу путем разрушения вещей, что встречает сопротивление родителей и взрослых. Конфликт между ребенком и взрослыми приводит к усилению агрессивного поведения ребенка. В дальнейшем этот конфликт реализуется в виде гипертонической болезни, на этой же почве может появиться склонность к спазмам мускулатуры, заболеваниям суставов. Конфликт с родителями заставляет ребенка чаще, чем это необходимо, находить убежище в туалете. Поэтому данная фаза эмоционального развития называется анальной, или уретральной.
Третья фаза эмоционального развития (от 3 до 6 лет) характеризуется появлением чувства собственного «я».
Основными мотивами поведения являются:
- утверждение своей личности в обществе;
- стремление к контактам с другими людьми. В это время в поведении уже появляются сексуальные мотивы (генитальная фаза).
Наблюдается стремление ко всему необычному. Нарушения, которые возникают в этот период, связаны с расстройствами развития половых желез. Нередко в это время формируется истерия.
«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух
- Различные объяснения роли разных систем организма в формировании его реактивности
- Встречаемость гипертонической болезни сердца в разных странах
- Воспалительный процесс инфекционной этиологии
- Значение реактивности организма в возникновении и течении болезней
- Развитие болезни
- Роль этиологического фактора в развитии болезней
- Общий патогенез
- Кардинальное положение И. В. Давыдовского в возникновении болезни
- Недооценка специфичности ответной реакции организма
- Специфические и неспецифические патогенные факторы внешней среды
- Отдельные правильные положения в работах психосоматиков
- Специфические соотношения между характером духовного конфликта и соматическим заболеванием
- Механизмы значение психических факторов в образовании болезни
- Значение психических факторов в возникновении болезней
- Безработица — существенных этиологических факторов способствующий возникновению самых разнообразных болезней
- Опасность быстрого прогресса цивилизации
- «Болезни» капиталистического общества
- Изменения структуры заболеваемости в Англии в XX и XIX веках