Кондиционализм как течение в общей этиологии
Кондиционализм как течение в общей этиологии основан на учете лишь некоторых произвольно взятых условий возникновения болезни вместо вскрытия сложного взаимодействия организма и условий жизни.
Родоначальник кондиционального метода мышления в медицине физиолог Verworn (1912) полностью стоял на позициях наиболее реакционной буржуазной философии субъективного идеализма. Подобно тому как Мах пытался заменить причину математическим понятием функциональной зависимости явлений друг от друга, так и Verworn предлагал заменить «каузализм» «кондиционализмом», так как кондициональный метод, по его мнению, избегает произвольного «выдвигания» одного фактора (в виде причины) и устанавливает зависимость явления от целого комплекса условий.
По мнению Verworn, каждая вещь или явление на самом деле есть не что иное, как совокупность своих условий, а все условия сами по себе «лишь одно содержание души,… составные части содержания души». Для Verworn, как и для Маха, все вещи и явления не существуют как объективная реальность, независимо от нашего сознания, а рассматриваются ими лишь в восприятии как особое состояние души, как комплекс ощущений.
Для ксндиционалистов значение различных условий в возникновении болезни равноценно. Некоторые кондиционалисты (Г. В. Шор, 1925; В. А. Оппель, 1908, 1927, и др.) формально не стояли на позициях махизма, считая условия объективно существующими вне нашего сознания. Несмотря на это, попытка объяснить возникновение болезни лишь влияниями условий неизбежно приводила их к неверным выводам и в конечном счете к идеализму, так как вместе с отрицанием ведущей причины отрицается объективная закономерность явлений и их внутренняя необходимость. Все это приводит к затушевыванию истинных причин высокой заболеваемости трудящихся в капиталистическом обществе.
Кондиционализм и до настоящего времени является весьма распространенным учением в зарубежной медицине. По сути дела разновидностью кондиционального метода анализа этиологии является так называемая «констелляционная патология» Tendeloo (1921). Автор заменяет понятия причины и условий факторами, которые для каждого конкретного случая составляют констелляцию, т. е. сумму всех факторов, необходимых для наступления болезни. Автор различает внешнюю и внутреннюю констелляции, т. е. совокупность всех внешних и внутренних факторов, при наличии которых возникает болезнь.
По мнению Tendeloo, все факторы, входящие в констелляцию, равнозначны. Автор так же, как и представители кондиционализма, отрицает детерминизм. Tendeloo полагает, что причина (констелляции) равна действию. В этом его взгляды отличаются от взглядов представителей других направлений кондиционализма.
Но указанное отличие в общем не существенно, так как взгляды Tendeloo весьма близки к основному идейному руслу кондиционального мышления в медицине.
Таким образом, представители кондиционализма отрицали детерминизм, субъективно оценивали значение факторов внешней среды в возникновении болезней и игнорировали роль самого организма.
«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух
- Различные объяснения роли разных систем организма в формировании его реактивности
- Встречаемость гипертонической болезни сердца в разных странах
- Воспалительный процесс инфекционной этиологии
- Значение реактивности организма в возникновении и течении болезней
- Развитие болезни
- Роль этиологического фактора в развитии болезней
- Общий патогенез
- Кардинальное положение И. В. Давыдовского в возникновении болезни
- Недооценка специфичности ответной реакции организма
- Специфические и неспецифические патогенные факторы внешней среды
- Отдельные правильные положения в работах психосоматиков
- Специфические соотношения между характером духовного конфликта и соматическим заболеванием
- Психосоматическое направление в медицине
- Механизмы значение психических факторов в образовании болезни
- Значение психических факторов в возникновении болезней
- Безработица — существенных этиологических факторов способствующий возникновению самых разнообразных болезней
- Опасность быстрого прогресса цивилизации
- «Болезни» капиталистического общества