Общая этиология

24.01.2015

Представления об общей этиологии болезней до XX века

На протяжении многих веков, вплоть до XX века, существовали весьма поверхностные, односторонние представления об общей этиологии болезней. Общее учение о причинах и условиях возникновения болезней было создано только в XX веке, при этом трудами главным образом советских ученых.

В глубокой древности и в настоящее время у народов, развитие которых задержано в результате колониального гнета, существовали и еще существуют наивно мистические представления о причинах болезней. Возникновение заболевания связывалось с внедрением в организм «злых духов» и других духовных начал.

Индийские врачи (VI век до нашей эры) полагали, что причиной многих заболеваний являются нарушения питания, физические перенапряжения, действие на организм различных факторов внешней среды. Аналогичные представления о причинах болезней существовали в то время и в древнем Китае.

Большое влияние на развитие учения об этиологии оказали взгляды ученых древнего Рима и Греции. Алкмеон, например, исходя из философского учения Анаксимена, полагал, что причинами болезней являются факторы, нарушающие равновесие противоположных сил в организме, к которым он относил влажное и сухое, холодное и теплое и др. Большое значение в развитии заболеваний, по мнению Алкмеона, имеют факторы, изменяющие деятельность головного мозга.

Представитель школы методистов Асклепиад полагал, что тело состоит из атомов и пор между ними. Его ученик Темисон высказал мнение, что болезнь возникает I при чрезмерном расширении пор, сужении их или сочетании этих явлений.

Гиппократ впервые обратил внимание на роль самого организма в развитии болезней.

Уже в то время было положено начало борьбы между материалистическими и идеалистическими взглядами на причины болезней. Последние развивали Пифагор, Платон и Аристотель. Аристотель считал, что патологические изменения связаны с недостаточностью поступления в организм особого вещества — пневмы, необходимой для нормальной жизни человека и регуляции его функций посредством трех душ — питающей, дышащей и размышляющей. Гален, являясь последователем Гиппократа, признавал наличие лишь одной души, а возникновение болезни связывал с нарушением соотношения (дискразия) различных соков.

По мнению представителей тибетской медицины, происхождение болезни обусловлено воздействием на человека небесных тел, в результате чего изменяется соотношение основных элементов, входящих в состав человеческого тела (металл, дерево, вода, огонь и земля).

Ибн-Сина обратил внимание на связь телосложения с развитием различных заболеваний, а также подчеркнул роль психической травмы в возникновении некоторых болезней.

В период возрождения Парацельс развитие заболеваний связывал с изменением состояния жизненного духа «архея», находящегося в желудке.

Stahl (1660—1734) считал, что болезнь возникает в результате анархии «разумной души», нарушения выделения из организма особого невесомого вещества — флогистона. Mesmer (1766) выдвинул учение о животном магнетизме. По его мнению, болезни возникают вследствие влияния на человека магнитных сил других планет. Это была попытка возродить основные идеи врачей — артрологов древности.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру