Главная / Руководство по медицинской психологии

Руководство по медицинской психологии


Мышление (суждение)

На основе понятий формируются суждения. Суждение — это такая мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается об определенном предмете, явлении. В суждении связываются понятия. Суждение «больному необходимо внимание» — связывает понятия «больной» и «внимание». Суждение «алкоголь не полезен для человека» связывает понятия «человек» и «алкоголь», причем отрицается полезность алкоголя для человека. В то время как…


Память (виды)

По особенностям содержащейся информации различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую. В образной памяти отражены наглядные образы воспринимавшихся нами или созданных нашей фантазией предметов и явлений. Чаще всего это зрительные и звуковые образы. Только немногие люди могут воспроизвести в своих представлениях запахи или осязательные ощущения, хотя все люди могут узнать эти запомнившиеся ощущения….


Мышление (умозаключения)

Во времена Коперника общераспространенным было суждение, что Солнце обращается вокруг Земли. Что было бы, если Коперник не обладал бы самостоятельностью и критичностью мышления? Но самостоятельность и критичность не должны превращаться в «оригинальничание». Ведь Коперник не просто хотел противопоставить свое суждение общераспространенному. Он опирался на собственные наблюдения и наблюдения других людей. Во многих случаях суждения основываются…


Память (взаимодействие видов памяти)

Виды памяти тоже проявляются в тесном взаимодействии. Образная и словесно-логическая память, как правило, имеет эмоциональную окраску. Мы можем вызвать образы в памяти при словесном описании предметов и явлений и т. д. И все же рассмотрение особенностей отдельных видов памяти помогает нам понять структуру памяти в целом. У каждого человека имеются все виды памяти. Но у…


Мышление (развитие и формирование)

Развитие и формирование мышления начинаются с первого года жизни ребенка. Происходит это в процессе практических действий с окружающими предметами, в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому так важны для детей игрушки и игра, которые являются не просто забавой, а средством развития мышления. Ведь даже нанизывание кружков пирамидки позволяет решить логическую задачу «больше — меньше». В…


Память (зрительные представления)

Зрительные представления (т. е. образы, извлекаемые из памяти) настолько ярки и детальны, что немногим отличаются от непосредственного восприятия. И все же память детей во многом несовершенна. Это связано, во-первых, с недостаточной зрелостью нервной ткани и как следствие этого — слабостью процессов возбуждения и торможения. Главное же — у детей еще мало развита вторая сигнальная система…


Мышление (интеллект)

В связи с нарушениями мышления следует остановиться на вопросе об интеллекте и его нарушениях. Иногда интеллект понимают как синоним мыслительных способностей. Но это не совсем так. В интеллект входит вся сумма накопленных человеком знаний и его способность к их дальнейшему накоплению и использованию. Значительные нарушения интеллекта, в том числе мыслительных способностей, имеют место при олигофрении….


Память (готовность сознания к воспроизведению)

Готовность сознания к воспроизведению информации во многом зависит от той установки, которую мы произвольно или невольно даем себе при запоминании. Если учащийся, готовя урок, думает, что эти знания потребуются только для завтрашнего ответа, то уже через несколько дней он этот материал воспроизвести не сможет. Но если он знает, что его могут спросить и через неделю,…


Мышление (расстройства темпа мышления)

Хорошее отношение к больному ребенку, воспитательная работа с ним благоприятно сказывается на возможности его умственного развития. В то же время заброшенность ребенка приводит к более тяжелой степени олигофрении. Пожилые больные с патологическими изменениями интеллекта также требуют особенного внимания и чуткости. Нельзя грубо указывать им на нарушение их интеллектуальных функций. Наоборот, следует внушать им надежду на…


Память (отравления)

Особенно тяжелые нарушения памяти вызывают отравления. Известный психиатр С. С. Корсаков (1854—1900) описал психоз, возникающий при хроническом алкоголизме. Характерным нарушением памяти при этом психозе является нарушение запоминания текущих событий. Больные не помнят, кто к ним сегодня приходил, беседовали ли они с врачом, что ели за завтраком и т. д. При этом память на события, бывшие…


Мед312.ру