Главная / Руководство по медицинской психологии

Руководство по медицинской психологии


Память (воспроизведение)

Воспроизведение хранящейся в памяти информации может быть в двух видах: узнавание и воспоминание. При воспроизведении должна сложиться ситуация, сходная с той, которая была при запоминании. При узнавании знакомого объекта он воспринимается теми же рецепторами, что и прежде, сигналы направляются по тем же путям и «оживляют» те же связи в мозге. Узнаем мы объект и в…


Мышление (мыслительное познание мира)

Конкретное мыслительное познание мира максимально приближено к его образному познанию, а абстрактное познание мира максимально удалено от образного познания. Но нам необходимо и конкретное, и абстрактное познание. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона…


Память (ассоциации по смежности)

Возможно, что встречная женщина и не была похожа на вашу знакомую, но схожими были их платья. Но так как подобное платье было на подруге, у вас по смежности возникло воспоминание о подруге. Есть и ассоциации по контрасту. Встретив очень низкую женщину, вы по контрасту можете вспомнить, какая высокая ваша знакомая. Сознательная оценка того, что воспоминание…


Мышление (суждение)

На основе понятий формируются суждения. Суждение — это такая мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается об определенном предмете, явлении. В суждении связываются понятия. Суждение «больному необходимо внимание» — связывает понятия «больной» и «внимание». Суждение «алкоголь не полезен для человека» связывает понятия «человек» и «алкоголь», причем отрицается полезность алкоголя для человека. В то время как…


Память (виды)

По особенностям содержащейся информации различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую. В образной памяти отражены наглядные образы воспринимавшихся нами или созданных нашей фантазией предметов и явлений. Чаще всего это зрительные и звуковые образы. Только немногие люди могут воспроизвести в своих представлениях запахи или осязательные ощущения, хотя все люди могут узнать эти запомнившиеся ощущения….


Мышление (умозаключения)

Во времена Коперника общераспространенным было суждение, что Солнце обращается вокруг Земли. Что было бы, если Коперник не обладал бы самостоятельностью и критичностью мышления? Но самостоятельность и критичность не должны превращаться в «оригинальничание». Ведь Коперник не просто хотел противопоставить свое суждение общераспространенному. Он опирался на собственные наблюдения и наблюдения других людей. Во многих случаях суждения основываются…


Память (взаимодействие видов памяти)

Виды памяти тоже проявляются в тесном взаимодействии. Образная и словесно-логическая память, как правило, имеет эмоциональную окраску. Мы можем вызвать образы в памяти при словесном описании предметов и явлений и т. д. И все же рассмотрение особенностей отдельных видов памяти помогает нам понять структуру памяти в целом. У каждого человека имеются все виды памяти. Но у…


Мышление (развитие и формирование)

Развитие и формирование мышления начинаются с первого года жизни ребенка. Происходит это в процессе практических действий с окружающими предметами, в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому так важны для детей игрушки и игра, которые являются не просто забавой, а средством развития мышления. Ведь даже нанизывание кружков пирамидки позволяет решить логическую задачу «больше — меньше». В…


Память (зрительные представления)

Зрительные представления (т. е. образы, извлекаемые из памяти) настолько ярки и детальны, что немногим отличаются от непосредственного восприятия. И все же память детей во многом несовершенна. Это связано, во-первых, с недостаточной зрелостью нервной ткани и как следствие этого — слабостью процессов возбуждения и торможения. Главное же — у детей еще мало развита вторая сигнальная система…


Мышление (интеллект)

В связи с нарушениями мышления следует остановиться на вопросе об интеллекте и его нарушениях. Иногда интеллект понимают как синоним мыслительных способностей. Но это не совсем так. В интеллект входит вся сумма накопленных человеком знаний и его способность к их дальнейшему накоплению и использованию. Значительные нарушения интеллекта, в том числе мыслительных способностей, имеют место при олигофрении….


Мед312.ру