Мышление (исследование)
Исследование мышления и его нарушений производится путем наблюдения за поведением больных, главным образом путем анализа их высказываний. Это дает представление о темпе мышления, его связности и логичности.
Для выяснения способности к образованию понятий, к выявлению более и менее существенных признаков применяют методики классификации и исключения предметов. На карточках нарисовано по четыре предмета. Испытуемому предлагают установить, какие три предмета сходны, как их назвать одним названием и какой предмет надо исключить. Допустим, на карточке изображены письмо в конверте, радиоприемник, телефон и гитара. Если испытуемый правильно обобщает более существенные свойства, он объединит письмо, радиоприемник и телефон, как «средства передачи сообщений», и исключит гитару. Если же больной объединяет телефон, радио и гитару, как «издающие звуки», а исключает письмо, это говорит об обобщении по менее существенным признакам.
Для проверки правильности образования суждений, больным предлагают объяснить смысл пословиц. Более подробно методики исследования мышления описаны в пособиях «Экспериментальные методики патопсихологии» С. Я. Рубинштейн и «Практические занятия по психологии» под ред. А. В. Петровского. Об интеллекте больных судят по беседам, по наблюдению за решением различных жизненных задач. Существуют и специальные наборы тестов для определения степени развития интеллекта. В них даются числовые, словесные, зрительно-пространственные тесты. Проверяется, сколько тестов испытуемый решит за определенное время, например за 30 мин. На основании этого выводится так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ).
Надо, однако, иметь в виду, что на определяемый таким образом коэффициент интеллектуальности будут влиять не только объем знаний и умение их применять, но и скорость мышления, настойчивость и другие личностные качества. Кроме того, играет роль и отношение испытуемого к тестированию, наличие у него опыта предыдущих испытаний и т. п. Поэтому требуется большая осторожность в выводах по результатам испытаний. И все же решение тестов полезно не только для ориентировки в степени развития (или снижения) интеллекта, но и для тренировки интеллекта, что очень полезно и детям, и взрослым.
Издательство «Мир» издало русский перевод книги английского психолога Г. Айзенка «Проверьте ваши способности», где даны наборы тестов. Работа над этой книгой, несомненно, полезна для медиков. Проводя испытания мышления и интеллекта у больных, надо быть очень осторожным, чтобы не задеть их достоинства и самолюбия. Люди обычно очень спокойно относятся к испытаниям их физических способностей, но насторожены по отношению к испытанию способностей умственных.
Больной может оскорбиться, если задание покажется ему слишком легким, и озлобиться, если не справится с трудным заданием. Это осложнит и само испытание, и отношения больного с проводящими испытание. Поэтому при проведении испытаний надо проявлять максимум уважения к больным.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Память (образование условных связей)
- Мышление (восприятие)
- Память (кратковременная память)
- Мышление (труд)
- Память (электрошок)