Эмоции и чувства


Своими ощущениями, восприятиями, представлениями, мышлением человек познает мир, его закономерности, познает себя, свою деятельность, оценивает результаты своего познания. На основе этого возникает определенная оценка объектов и явлений внешнего и внутреннего мира, определенное отношение к ним.

Но мы не только определяем мышлением наше отношение к внешнему и внутреннему миру, мы переживаем это отношение. Вот это переживание своего отношения к явлениям внешнего и внутреннего мира, к своим действиям и действиям других и называется эмоциями или чувствами. Но эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх), которые в общей форме свойственны и животным.

В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. И эти моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. Ученик И. П. Павлова проф. П. С. Купалов писал, что на определенном этапе филогенетического и онтогенетического развития присущее живым тканям общее свойство раздражимости обогащается свойством переживаемости.

Это — величайший скачок, величайшее событие в ходе эволюции жизни. Возникает то, что мы называем субъективным, или в другом, более полном смысле, — психическим. Для живых существ весь смысл возникновения и развития этого нового качества состоит в том, чтобы служить внешней деятельности организма, его сложному соотношению с окружающей средой.

Возникшее у сравнительно простых животных свойство переживаемости было, таким образом, первым психическим свойством и позволяло в своеобразной форме оценивать полезность или вредность для организма тех или иных воздействий. Если ощущения сигнализируют о самом факте того или иного внешнего или внутреннего воздействия, то неразрывно связанное с ощущением переживание, эмоция дает оценку полезности или вредности данного воздействия.

На полезное воздействие, вызывающее положительную эмоцию, животное реагирует совсем иначе, чем на вредное воздействие, вызывающее отрицательную эмоцию. Таким образом, оценивающая функция эмоций у животных неразрывно слита с функцией побуждения к действию. Благодаря своему физиологическому механизму, который будет рассмотрен далее, эмоции влияют и на характер деятельности — на ее энергичность, темп, продолжительность.

Если у низших животных эмоции связаны с безусловнорефлекторной деятельностью, то у высших животных они связаны уже и с условнорефлекторной деятельностью, могут возникать на условные раздражители, возникают при нарушении сложившегося стереотипа существования животного. Поэтому у высших животных эмоции достигают большой сложности, и мы вправе говорить, что собака радуется при виде хозяина и огорчается при его долгом отсутствии.

Но у животных нет развитого мышления, и поэтому эмоции являются у них единственной возможностью оценить воздействия на организм и побудить к ответному реагированию. А у человека есть мышление!

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Нейрогуморальные вещества

Нейрогуморальные вещества образующиеся в подбугровой области, действует на гипофиз, а гормоны гипофиза гуморальным путем регулируют деятельность всех других желез внутренней секреции. Между внешними проявлениями эмоций, физиологическими процессами и психическими переживаниями существует теснейшее единство. Физиологические процессы в нервной системе, их внешнее выражение в деятельности организма и психические переживания — все это разные стороны единого процесса. Непонимание…


Эмоциональные переживания

Являясь важнейшей составной частью психической деятельности человека, эмоции и чувства не только возникают при удовлетворении или неудовлетворении физических и духовных потребностей, но и сами становятся его важнейшей потребностью. Без переживаний нам не легче жить на свете. Наоборот, без них жить, оказывается, вообще невозможно. И даже неприятные переживания оказываются желаннее полного отсутствия переживаний. Эмоциональные переживания важны…


Эмоция принадлежит человеку как личности

Эмоция принадлежит человеку как личности и выражает отношение этой личности к объекту ее чувств. В этом смысле эмоции могут быть положительными (удовольствие, самодовольство, уверенность, симпатия, чувство безопасности и т. п.) и отрицательными (горе, тревога, страх, обида, чувство оскорбления и т. п.). Однако бывают и амбивалентные (двойственные) чувства. Жизнь сложна, и одно и то же явление…


Страсть

Страсть — это сильное, длительное, устойчивое эмоциональное состояние. Страсть определяет стремление к достижению какой-либо цели и помогает ее достижению. Настроение — это устойчивое эмоциональное состояние, складывающееся как под влиянием внешних воздействий, так и под влиянием биохимического и гормонального состава крови, импульсов с интерорецепторов и т. п. Важно отметить, что настроение во многом зависит от состояния…


Между эмоциями и чувствами

Между эмоциями и чувствами человека существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляют себя через эмоции. С другой стороны, даже эмоции человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении его физических потребностей, преобразуются под влиянием социально выработанных у человека чувств. Чувства разделяют на моральные, эстетические и интеллектуальные. В моральных чувствах человек осознает и переживает удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей в…


Систематическое и целенаправленное эстетическое воспитание

Систематическое и целенаправленное эстетическое воспитание является обязательной составной частью воспитания советских людей. Насколько сильно эстетические чувства влияют на человека, особенно отчетливо видно на примере изменений, возникающих у человека под влиянием музыки. Музыка оказывает сильнейшее влияние на весь физический и духовный мир человека. Под влиянием музыки человек может пережить радость и грусть, музыка может его вдохновить…


Воспитание чувств

При воспитании советских людей воспитанию чувств уделяется большое внимание. Но при этом не всегда учитывают то, что чувства — это человеческое проявление эмоций, а эмоции неразрывно связаны с активной деятельностью человека. Иногда родители жалуются, что дети их не любят. А ведь это важно не только само по себе. На основе любви к родителям воспитывается потом…


Патология эмоций

Патология эмоций может возникнуть и в результате крайнего истощения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, наступающего вследствие перенапряжения этих процессов. Патология эмоций проявляется в виде несоответствия переживаний истинному значению окружающих воздействий. При эйфории все окружающее, даже объективно вредное для человека, воспринимается им «в розовом цвете». Прекрасное самочувствие, нередко совсем не соответствующее состоянию здоровья,…


Изучение патологии эмоций

Изучение патологии эмоций делает еще более понятной их огромную роль в осуществлении нормальной деятельности человека. Зная физиологические механизмы эмоций, анатомию ведущих частей их центров, можно понять, что эмоции могут оказывать сильнейшее воздействие на обмен веществ, движение крови, дыхание и другие важнейшие процессы жизнедеятельности. Но ведь в процессе эволюции эмоции и возникли для того, чтобы участвовать…


Астенические эмоции

Астенические эмоции могут быть не только причинами заболеваний. Гораздо чаще они ухудшают течение заболеваний, препятствуют успешному выздоровлению. Очень опасно, если больной боится своего заболевания. Это обезоруживает его, не дает возможности мобилизовать организм на борьбу с заболеванием. Надо всеми возможными мерами постараться снять этот страх: отвлечь больного от тяжелых дум о болезни, вызвать у него оптимизм…


Мед312.ру