Процессы познания


Психология изучает психические процессы и психические свойства личности.

Психические процессы
— это ощущения, восприятия, внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Они рассматриваются по отдельности и в определенной последовательности. Но на самом деле психические процессы отдельно друг от друга не существуют.

Все они проявляются только в определенной совокупности, причем протекание этой совокупности психических процессов зависит от свойств личности того человека, у которого они протекают. Характер протекания этих процессов, в свою очередь, определяет личность. Это проявление всеобщего закона диалектики.

«В мире нет абсолютно изолированных явлений, каждое из них обусловлено какими-либо другими явлениями. Конечно, в процессе познания мы, чтобы исследовать тот или иной предмет, выделяем его на первых порах из всеобщей связи. Но рано или поздно логика исследования требует восстановления этой связи, иначе невозможно получить истинный образ предмета».

Поэтому, изучая отдельные психические процессы, надо всегда помнить о психической деятельности в целом.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Сознание (бодрствование)

Только полное бодрствование создает условия для вполне сознательной деятельности. Если пробуждение было неполным, то человек после звонка будильника может приподняться, нажать кнопку будильника, не осознав значения звонка, снова заснуть и в дальнейшем не помнить о случившемся. Очень важно знать, что не только ретикулярная формация действует на кору, но и кора оказывает регулирующие воздействия на ретикулярную…


Сознание (осознавание)

Взаимоотношения между осознаваемыми и не осознаваемыми в данный момент психическими процессами очень сложны. Их понимание очень важно для медицинской психологии, так как они во многом определяют понимание механизма психогений и психотерапии. К проблеме «бессознательного» особое внимание было привлечено в связи с учением венского психоневролога Зигмунда Фрейда. Это учение («фрейдизм») и его более новые варианты («неофрейдизм»)…


Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)

Если вы упорно не можете вспомнить фамилию знакомого человека, утверждает Фрейд, значит этот человек вам неприятен, хотя вы, быть может, сознательно и не отдаете себе отчета в этом. Учение Фрейда привлекло внимание, потому что он первый широко поставил вопрос о влиянии неосознаваемых форм психической деятельности на поведение человека, об их роли в возникновении неврозов, о…


Сознание (фазы сна)

Оказалось, что в течении сна наблюдаются разные фазы, причем различие между ними так велико, что их даже называют разными видами сна. В первой фазе наблюдается замедление ритма волн электроэнцефалограммы. В этой фазе постепенно затухает психическая активность. И если в первой стадии «медленного» сна (а всего этих стадий четыре) испытуемые при пробуждении говорят о мыслях, связанных…


Сознание (полноценное, истинно человеческое)

Полноценное, истинно человеческое сознание бывает только в состоянии бодрствования. При сновидениях проявляется особый тип сознания, связанный преимущественно не со второй (словесной), а с первой (образной) сигнальной системой. Во время же глубоких стадий «медленного» сна сознание отсутствует, но многие психические процессы продолжаются. Психическая деятельность так же непрерывна, как непрерывен сам процесс жизни. Поэтому сон может создавать…


Речь

Речь — это наиболее распространенный и наиболее совершенный способ общения людей. В то же время она является основой мышления. Надо различать понятия «речь» и «язык». Язык — это общенародное достояние. В нем сохраняется богатство знаний и представлений, накопленное данным народом и частично другими народами за тысячелетия. Эти знания и представления заключены в словах-понятиях. Употребляя слова…


Речь (центры речи)

Различают также зрительный центр речи (в левой теменно-затылочной области), центр чтения, центр письма (во второй лобной извилине, впереди двигательного центра руки). Но такое распределение речевой деятельности по «центрам» относительно. Оно показывает только ведущую роль в речевой деятельности корковых отделов слухового, двигательного и зрительного анализаторов. Преимущественное участие в речи левого полушария является еще одним доказательством связи…


Речь (внутренняя и внешняя)

Различают речь внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь бывает в виде монолога (один говорит — другие слушают) или диалога (разговор с одним или, поочередно, с несколькими собеседниками). По форме различить эти виды речи нетрудно. Важнее разобраться в их особенностях по содержанию (по полноте, глубине, развернутости изложения). При сравнении монологической…


Речь (развитие слуха)

Нормальное развитие слуха является совершенно обязательным для развития речи у ребенка. У глухих детей и у детей со значительным снижением слуха речь может развиться только при специальных занятиях с логопедами (педагогами, занимающимися устранением дефектов речи). Развитие речи может оказаться нарушенным или вовсе не происходить и при других видах патологии центральной нервной системы и периферических органов…


Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)

Самым важным является овладение речью в процессе изложения своих мыслей собеседникам. Всякое выступление с беседой, информацией, докладом (если оно, конечно, хорошо подготовлено) обогащает речь выступающего. Медикам надо стремиться не только к обогащению содержания речи, но и к совершенствованию ее внешней формы. Наибольшее впечатление на больных производит звучная, но не слишком громкая, отчетливо произносимая, богатая интонациями…


Мед312.ру