Процессы познания


Психология изучает психические процессы и психические свойства личности.

Психические процессы
— это ощущения, восприятия, внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. Они рассматриваются по отдельности и в определенной последовательности. Но на самом деле психические процессы отдельно друг от друга не существуют.

Все они проявляются только в определенной совокупности, причем протекание этой совокупности психических процессов зависит от свойств личности того человека, у которого они протекают. Характер протекания этих процессов, в свою очередь, определяет личность. Это проявление всеобщего закона диалектики.

«В мире нет абсолютно изолированных явлений, каждое из них обусловлено какими-либо другими явлениями. Конечно, в процессе познания мы, чтобы исследовать тот или иной предмет, выделяем его на первых порах из всеобщей связи. Но рано или поздно логика исследования требует восстановления этой связи, иначе невозможно получить истинный образ предмета».

Поэтому, изучая отдельные психические процессы, надо всегда помнить о психической деятельности в целом.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Сознание (полноценное, истинно человеческое)

Полноценное, истинно человеческое сознание бывает только в состоянии бодрствования. При сновидениях проявляется особый тип сознания, связанный преимущественно не со второй (словесной), а с первой (образной) сигнальной системой. Во время же глубоких стадий «медленного» сна сознание отсутствует, но многие психические процессы продолжаются. Психическая деятельность так же непрерывна, как непрерывен сам процесс жизни. Поэтому сон может создавать…


Речь

Речь — это наиболее распространенный и наиболее совершенный способ общения людей. В то же время она является основой мышления. Надо различать понятия «речь» и «язык». Язык — это общенародное достояние. В нем сохраняется богатство знаний и представлений, накопленное данным народом и частично другими народами за тысячелетия. Эти знания и представления заключены в словах-понятиях. Употребляя слова…


Речь (центры речи)

Различают также зрительный центр речи (в левой теменно-затылочной области), центр чтения, центр письма (во второй лобной извилине, впереди двигательного центра руки). Но такое распределение речевой деятельности по «центрам» относительно. Оно показывает только ведущую роль в речевой деятельности корковых отделов слухового, двигательного и зрительного анализаторов. Преимущественное участие в речи левого полушария является еще одним доказательством связи…


Речь (внутренняя и внешняя)

Различают речь внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь бывает в виде монолога (один говорит — другие слушают) или диалога (разговор с одним или, поочередно, с несколькими собеседниками). По форме различить эти виды речи нетрудно. Важнее разобраться в их особенностях по содержанию (по полноте, глубине, развернутости изложения). При сравнении монологической…


Речь (развитие слуха)

Нормальное развитие слуха является совершенно обязательным для развития речи у ребенка. У глухих детей и у детей со значительным снижением слуха речь может развиться только при специальных занятиях с логопедами (педагогами, занимающимися устранением дефектов речи). Развитие речи может оказаться нарушенным или вовсе не происходить и при других видах патологии центральной нервной системы и периферических органов…


Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)

Самым важным является овладение речью в процессе изложения своих мыслей собеседникам. Всякое выступление с беседой, информацией, докладом (если оно, конечно, хорошо подготовлено) обогащает речь выступающего. Медикам надо стремиться не только к обогащению содержания речи, но и к совершенствованию ее внешней формы. Наибольшее впечатление на больных производит звучная, но не слишком громкая, отчетливо произносимая, богатая интонациями…


Речь (афазии, аграфии и алексии)

В настоящее время справедливо считают, что различные формы афазий, а также нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия) не являются результатами локальных органических поражений головного мозга, а являются проявлениями нарушения целостной речевой деятельности в результате выпадения отдельных ее компонентов. Но как показали исследования А. Р. Лурия и других советских ученых, в определенных случаях нарушенную речь можно…


Сознание

Термином «сознание» обозначают разные, но взаимосвязанные понятия. В философии сознание понимается как вообще идеальная форма отражения, причем материалисты неопровержимо доказывают первичность материи и вторичность сознания. В более узком смысле под сознанием понимается высшая, целенаправленная форма отражения, свойственная только человеку. Здесь выделяются особенности психической деятельности, присущие человеку в отличие от животных. Но и у человека не…


Сознание (единство психических функций)

Сознание — это высшее единство всех психических функций человека. Обладая сознанием, человек в состоянии отдавать себе ясный отчет о том, что он воспринимает, связывать это с прошедшим, в той или иной степени предвидеть будущее и на основе этого управлять поведением. Так как основой психической деятельности является деятельность центральной нервной системы, то, очевидно, нужна особая ситуация…


Сознание (бодрствование)

Только полное бодрствование создает условия для вполне сознательной деятельности. Если пробуждение было неполным, то человек после звонка будильника может приподняться, нажать кнопку будильника, не осознав значения звонка, снова заснуть и в дальнейшем не помнить о случившемся. Очень важно знать, что не только ретикулярная формация действует на кору, но и кора оказывает регулирующие воздействия на ретикулярную…


Мед312.ру