Биологические системы
На молекулярном уровне гены имеют важное значение в развитии бронхиальной астмы. Способность к ответу гладкой мускулатуры воздухоносных путей значительно различается у разных людей. Weiner сделал вывод, что «без склонности к бронхоспазму не может быть астмы».
Генетические различия могут значительным образом влиять на ферментные системы, участвующие в образовании циклических нуклеотидов, переносчиков нервного импульса, антител или вызывать у гладких мышц повышенную способность к сокращению.
На клеточном уровне происходят процессы образования антител, высвобождение медиаторов иммунного ответа, в том числе гистамина, медленно реагирующей субстанции анафилаксии (SRS-A) и простагландинов. Эти вещества действуют на клетки гладких мышц бронхов, вызывая их сокращение.
К тому же они обусловливают продукцию слизи и проницаемость мембран, ведя к повышенной секреции слизи и отеку слизистой оболочки.
На уровне воздухоносных путей бронхоспазм, отек слизистой оболочки и повышенная секреция слизи вызывают уменьшение проходимости бронхиального дерева и создают препятствия для воздушного потока. На уровне всего легкого уменьшение воздушного потока и обструкция приводят к появлению хрипов, уменьшению ЖЕЛ и увеличению ОО.
Хроническая обструкция может вести к появлению эмфизематозных изменений в паренхиме легких. Следующая группа факторов включает регуляторные и интегрирующие функции, включая нейроэндокринную, вегетативную и соматическую нервные системы.
Гипофизарно-надпочечниковая и гипоталамо-надпочечниковая системы реагируют на различные физические и ситуационные воздействия путем секреции норадреналина, адреналина и кортизола. Таким же образом психосоциальные стимулы могут вызывать активизацию симпатической или парасимпатической систем.
Наконец, соматическая нервная система может отвечать на эти стимулы моторным возбуждением в широком диапазоне — от увеличения напряжения скелетной мускулатуры в покое до движения и речи.
Эти объединенные ответы возникают, когда целый организм, личность, страдающая бронхиальной астмой, подвергается воздействию стимулирующей ситуации, включая экстремальную температуру, скуку, переутомление, полет на самолете, кинофильмы, показывающие насилие, и межличностные отношения.
Наивысшей биологической системой в этой модели является головной мозг. Мозг воспринимает сигналы и отвечает на них. Процессы восприятия, механизмы переработки информации и их связывание с психологическим и социальным опытом представляют главную суть исследовательской проблемы. Эта область заслуживает признания, однако всеобъемлющая дискуссия современных представлений выходит за рамки этого обзора.
«Бронхиальная астма», М.Э.Гершвин
- Социальные, поведенческие и психологические мероприятия
- Лечение психологического статуса больного
- Реакции на бронхиальную астму и ее лечение
- Общая теория
- Внимание к больному
- Исторические перспективы
- Усиление риска плохой адаптации и самодеструктивного ответа
- Исследование жизненного стресса
- Дальнейшие направления в изучении бронхиальной астмы: перспективы в ретроспективе
- Моделирование бронхиальной астмы
- Кашель, хрипы и одышка
- Психологические системы
- Идентификация роли каждого агента в индивидуальном ответе
- Модель систем бронхиальной астмы
- Провоцирующие агенты
- Нейрофизиологические исследования
- Особенности ответа модифицируют начальную ситуацию
- Социальные системы