Психологические аспекты ведения больных бронхиальной астмой
Со времен Гиппократа клиницисты отмечали роль эмоционального состояния больного в развитии и продолжительности симптомов бронхиальной астмы.
Раздражение и страх часто привлекают внимание как эмоциональные провокаторы приступа болезни.
Эта глава освещает современные представления о бронхиальной астме с позиции психологии и описывает практическое применение этих знаний в каждодневной клинической практике.
Постулирующей концепцией для обсуждения психологических аспектов бронхиальной астмы будет общая теория систем.
Общая теория систем сама по себе является последним достижением науки о поведении и представляет собой отход от механистических парадигм.
«Бронхиальная астма», М.Э.Гершвин
На молекулярном уровне гены имеют важное значение в развитии бронхиальной астмы. Способность к ответу гладкой мускулатуры воздухоносных путей значительно различается у разных людей. Weiner сделал вывод, что «без склонности к бронхоспазму не может быть астмы». Генетические различия могут значительным образом влиять на ферментные системы, участвующие в образовании циклических нуклеотидов, переносчиков нервного импульса, антител или вызывать…
Кашель, хрипы и одышка — наиболее значимые черты бронхиальной астмы — возникают при большом количестве болезней, и клиническая классификация бронхиальной астмы не всегда однозначно различает эти состояния. Астма является гетерогенной болезнью с большим количеством отличительных черт, анатомических, функциональных и этиологических, которые, однако, встречаются и при других патологических состояниях. Наиболее важным шагом в определении патоэтиологии астмы…
Термин «психологический» относится к познавательному, эмоциональному и поведенческому аспектам человеческого опыта. В соответствии с теорией систем предполагаем, что психологический опыт выражает биологический ответ в социальных ситуациях. Исследовательская литература поддерживает эту гипотезу. При бронхиальной астме не найдено существенной связи между началом симптомов и определенными типами личности, интрапеихическими конфликтами или ситуациями. Неудача при определении такой связи значительно…
Следующим шагом будет идентификация роли каждого агента в индивидуальном ответе, определение их относительной важности и возможностей для терапевтического вмешательства. Имеется заметная связь между неврологической и гуморальной регуляцией реактивности воздухоносных путей. Возможность общего конечного пути, такого, как измененная анатомическая реактивность вагусного нерва, вызывающая бронхоспазм, может объяснить схожий ответ на различные стимулы и примирить длительное время существующий…
Модель систем бронхиальной астмы требует идентификации психологических процессов, которая может объяснять индивидуальные вариации персоны — взаимодействие с окружающей средой, вызывающее выраженные эмоции у людей, предрасположенных к бронхоспазму. Развитие психологии познания предлагает решение этой дилеммы. Neisser определяет познание как «активность знания: приобретение, организация и применение знаний». Дисциплина психологии познания изучает познавание, память, черты узнавания, мышление, предположение,…
Выбор чувствительных пациентов и наблюдение за иммунологическим ответом требует развития точных, контролируемых клинических методов, в которых применялась бы усовершенствованная техника для измерения ответа на терапию, определяемого по идентифицированным антителам и медиаторам. Как было подчеркнуто Lichtenstein, кожное тестирование в качестве ритуала после иммунотерапии является недостаточным для лечения бронхиальной астмы. Найденные в последнее время моноклональные IgE, вырабатываемые…
Нейрофизиологические исследования показали, что информационный процесс возникает быстро, меньше чем за половину секунды. Оценка возможно возникает перед и независимо от сознательной мысли. Ситуация, которую индивидуум знает, ожидает, получает от нее удовольствие и легко ее воспринимает, не требует вовсе или требует незначительных усилий. Наоборот, спорная, неожиданная, неприятная ситуация, для которой у индивидуума нет подходящего ответа, требует…
Особенности ответа модифицируют начальную ситуацию для удаления опасности, уменьшения напряженности и снижения личной опасности. Этот процесс борьбы включает предусмотрение будущей опасности и скорее движение вперед, чем отступление. Индивидуум оценивает новые обстоятельства, реагирует на ситуацию и изменяет ее путем серии взаимодействий с межличностным и физическим окружением. Клиницист может наблюдать эти взаимодействия и описывать изменения в психологическом…
Люди взаимодействуют с другими людьми и группируются в физическом пространстве, образуя социальные системы. Контекст относится к ситуациям и событиям, формируемым этими системами. Социальные системы в этой модели включают систему семьи, систему работы и систему общества. Актуальная история взаимодействия родитель — ребенок играет центральную роль в развитии познавательных черт личности. Когда тревога и чувство отсутствия безопасности…
Состояние системы семьи опытному наблюдателю представляется часто напряженным, неудобным или хаотичным. При бронхиальной астме эти состояния предположительно вредно действуют на больного человека, приводя к возникновению биологического ответа, ведущего к развитию атаки астмы. Процедура «родительэктомии», при которой состояние ребенка улучшается при госпитализации и ухудшается при возвращении домой, может работать просто путем удаления ребенка из повреждающей ситуации….