Введение понятия «гормон»

30.11.-0001

На рубеже XIX и XX веков в связи с большими успехами естественных наук формируется на основе физиологии пищеварения учение о химической координации функций, вводится понятие «гормон» (Bayliss а. Starling, 1902). В начале XX века многими учеными устанавливается существование тесной связи между нервной и гуморальной формами регуляции. В частности, это было показано в работах о влиянии симпатической нервной системы на функцию мозгового слоя надпочечников и воздействии катехоламинов на разнообразные обменные процессы, на возбудимость различных отделов центральной и периферической нервной системы.

Подчеркивая это важное положение, Л. А. Орбели писал: «…Мы вышли из того тупика, который создался противопоставлением нервного механизма регуляции механизму химическому. Мы приходим к выводу, что эти два механизма не только не исключают друг друга, что они не только существуют параллельно, но они существуют в виде строго уравновешенной, координированной, взаимодействующей системы регуляционных механизмов, и нет границы, которую можно было бы провести между регуляцией нервной и гуморальной» 1.

После Объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной дальнейшему развитию физиологического учения И. П. Павлова (1950), среди ортодоксальных сторонников нервизма господствовало мнение, что павловский нервизм подвергает исследованию только нервную систему (resp. нервную регуляцию) с преимущественным обращением внимания на роль коры больших полушарий головного мозга и ее значение в регуляции функций. В связи с этим резко сократилось публикование работ по гуморальной и особенно эндокринной регуляции, если они так или иначе не касались функции нервной системы. Ошибочность такого положения очевидна, так как оно ни в какой мере не соответствует принципам павловского учения.

В решении вопросов о механизмах регуляции функций различных физиологических и патологических процессов необходимо исходить из принципиального положения И. П. Павлова о том, что «…система организма, его бесчисленных частей соединяется в единое целое двояким образом: посредством специфической ткани, которая существует только для поддержания взаимных отношений, а именно, нервной ткани, и при помощи тканевых жидкостей, омывающих все тканевые элементы. Эти же самые посредники переносят также и наши раздражители на железистую ткань» 2.

1Л. А. Орбели. Лекции по физиологии нервной системы. М.— Л, 1938, стр. 297.
2И. П. Павлов. Полное собрание сочинений. М.— Л, 1951, т. 2, кн. 2, стр. 355—356.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру