Речь

Речь — это наиболее распространенный и наиболее совершенный способ общения людей. В то же время она является основой мышления. Надо различать понятия «речь» и «язык».

Язык — это общенародное достояние. В нем сохраняется богатство знаний и представлений, накопленное данным народом и частично другими народами за тысячелетия. Эти знания и представления заключены в словах-понятиях. Употребляя слова и грамматические формы языка, человек использует их для общения с другими людьми и для оформления мыслей в процессе своей речи — внешней и внутренней.

Речь — это индивидуальный процесс деятельности человека. В то же время надо подчеркнуть диалектическое единство речи и языка. Речь использует богатства языка, но сам язык возникает и обогащается в процессе речевого общения. Язык, речь, мышление возникли у предков современного человека в неразрывной взаимосвязи с началом трудовой деятельности.

Язык, речь находятся у человека также в диалектическом единстве с мышлением. Нет мышления без речи. Но мышление и речь — это не одно и то же. Во-первых, мышление опирается не только на речь, но и на восприятия и представления. Во-вторых, мышление — это высшая форма идеального отражения мира, а речь, язык — материальная форма мысли. Но диалектика заключается в том, что без языка мы не можем дать себе отчета даже в собственных мыслях.

«…Язык, — писал Маркс, — есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…».

Анатомо-физиологические аппараты, участвующие в речевой деятельности, можно разделить на периферические и центральные. К периферическим относятся мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ, участвующие в устной речи, дыхательный аппарат, а также мышцы руки, участвующие в письменной речи.

В речи также участвуют периферические отделы слухового и зрительного анализаторов. Что касается нервных центров, участвующих в речевой деятельности, то на основании главным образом работ клиницистов и патологоанатомов были выделены слуховой центр речи (центр Вернике) в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария головного мозга и двигательный центр речи в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (центр Брока).

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: