Мышление (расстройства темпа мышления)
Хорошее отношение к больному ребенку, воспитательная работа с ним благоприятно сказывается на возможности его умственного развития. В то же время заброшенность ребенка приводит к более тяжелой степени олигофрении.
Пожилые больные с патологическими изменениями интеллекта также требуют особенного внимания и чуткости. Нельзя грубо указывать им на нарушение их интеллектуальных функций. Наоборот, следует внушать им надежду на улучшение этих функций, на возможность полноценной жизни. Что касается нарушений мышления на функциональной основе, то прежде всего надо отметить расстройства темпа мышления.
Мышление может быть заторможенным, что проявляется в медленности речи, бедности ассоциаций. Заторможенность мышления бывает при выраженных депрессиях, при тяжелых соматических заболеваниях. В последнем случае заторможенность мышления является одним из проявлений общей асгенизации больного. При ускоренном мышлении наблюдается, как говорят, «скачка идей», при которой мысли как бы «не успевают» облечься в слова.
Это делает речь таких больных трудно понимаемой, тем более, что в связи с неустойчивостью внимания больные все время переключаются на новые объекты мышления. Однако при настойчивости медперсонала больного можно заставить закончить основную мысль. Ускоренное мышление бывает при маниакальной фазе психоза, при временном повышении настроения (эйфории) у больных туберкулезом, у больных после приема стероидных гормонов.
Своеобразные изменения могут претерпевать образования понятий при некоторых заболеваниях, особенно шизофрении. Как указывалось выше, в понятиях отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. А у больных шизофренией нарушено различение существенных и несущественных свойств это связано, вероятно, с наличием в мозговых центрах уравнительной фазы. Иногда же на первый план выступают именно несущественные свойства (парадоксальная фаза).
Для очков, например, более существенным является их свойство улучшать зрение и менее существенным — держаться на переносице. Но больной, получив задание рассортировать карточки с изображениями предметов в соответствии с общими свойствами предметов, объединяет изображение очков с изображениями носа и уха, а не с изображениями бинокля и микроскопа.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Память (виды)
- Мышление (умозаключения)
- Память (взаимодействие видов памяти)
- Мышление (развитие и формирование)
- Память (зрительные представления)