Главная / Руководство по медицинской психологии / Процессы познания / Память (готовность сознания к воспроизведению)

Память (готовность сознания к воспроизведению)

Готовность сознания к воспроизведению информации во многом зависит от той установки, которую мы произвольно или невольно даем себе при запоминании. Если учащийся, готовя урок, думает, что эти знания потребуются только для завтрашнего ответа, то уже через несколько дней он этот материал воспроизвести не сможет. Но если он знает, что его могут спросить и через неделю, и через месяц, то заученный материал будет воспроизводиться значительно лучше. Объясняется это тем, что у нас в мозге идет «сортировка» закрепленной информации.

То, что требуется повседневно, хранится как бы в «подручной библиотеке» и может быть легко воспроизведено. То, что повседневно не требуется, уходит в «глубокие хранилища» и воспроизводится с трудом. Такая «сортировка» совершенно необходима. То, что сейчас менее важно, затормаживается по механизму угасательного торможения. Вот почему надо всегда четко представлять, что будет повседневно требоваться в работе и жизни, чтобы эти сведения легко воспроизводились.

Воспроизведению хранящегося в памяти мешает волнение.
При волнении возбуждаются подкорковые центры и индукционно тормозится кора головною мозга. Успокойтесь, и вы вспомните то, что, казалось, безнадежно забыли, широко пользуйтесь ассоциациями. Особые приемы запоминания предлагает так называемая «мнемотехника».

При запоминании, скажем, последовательности цветов в солнечном спектре может помочь фраза:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первым буквам каждого слова в этой фразе будут соответствовать первые буквы названий цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) в том порядке, как они располагаются в спектре. При запоминании номера телефона иногда помогает сравнение с номерами проходящих в данном районе трамваев и т. п. При мнемонических приемах мы тоже пользуемся ассоциациями, но эти ассоциации случайны, и поэтому польза их весьма ограничена. Слова «мнемотехника», «мнемонический» происходит от греческого «мнема».

В Древней Греции чтилась богиня памяти — Мнемозина. Уже тогда понимали, как велико значение памяти. Мнемозина, по древнегреческой мифологии, была и матерью всех муз — богинь искусства. От слова «мнема» происходят слова, обозначающие нарушение памяти.

Гипермнезия
— сверхпамять встречается редко и, казалось бы, не является патологией. Но если воспоминания назойливо, против воли человека, непрерывно проявляются в его сознании, это мешает ему сосредоточиться на решении текущих задач. Гораздо чаще встречаются гипомнезии (ослабление памяти). И запоминание, и воспроизведение ухудшаются при сильном утомлении, но это явление преходящее.

Более стойко гипомнезия держится при астении — общем ослаблении, наступающем в результате тяжелого заболевания. Но и она проходит при выздоровлении.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: