Память (виды)

14.06.2010

По особенностям содержащейся информации различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую. В образной памяти отражены наглядные образы воспринимавшихся нами или созданных нашей фантазией предметов и явлений. Чаще всего это зрительные и звуковые образы. Только немногие люди могут воспроизвести в своих представлениях запахи или осязательные ощущения, хотя все люди могут узнать эти запомнившиеся ощущения.

Двигательная память сохраняет выученную нами последовательность движений со всеми их особенностями. Мы обязаны ей тем, что можем научиться плавать, ездить на велосипеде, танцевать. Большинство трудовых действий также связано с двигательной памятью.

Двигательные центры «помнят», какая последовательность движений мышц должна быть при письме и как должны двигаться мышцы, участвующие в произнесении звуков. Эмоциональную память очень хорошо описал знаменитый артист и режиссер К. С. Станиславский. Два путешественника были застигнуты на скале приливом в море. Они спаслись и после передавали свои впечатления.

У одного на памяти каждое его действие:
как, куда, почему он пошел, где спустился, как ступил, как прыгнул. Другой не помнит почти ничего из этой области, а помнит лишь испытанные тогда чувствования: сначала восторга, потом настороженности, тревоги, надежды, сомнения и, наконец, состояние паники. Вот эти чувствования и хранятся в эмоциональной памяти.

Эмоциональная память хорошо выражена у детей. Смутно вспоминая события вчерашнего дня, ребенок дает на них сильную эмоциональную реакцию. Эмоциональная окраска восприятий сильно влияет на их запоминание. Мы лучше помним то, что нам приятно, а неприятное как бы вычеркиваем из памяти. Поэтому прошлое часто бывает для человека «окрашено в розовые тона». Положительные эмоции облегчают любое запоминание, и очень важно, как вы относитесь к материалу, который надо заучить и к самому акту заучивания.

Словесно-логическая — это, иначе говоря, смысловая память. Запоминаются не образы, а суть явлений, их смысл. Лишь затем этот смысл выражается словами, причем несколько разные слова могут передавать примерно одинаковое содержание. Ясно, что словесно-логическая память присуща только человеку, и у взрослого человека она является наиболее сильной, особенно когда надо запомнить сложные явления. Мы уже указывали, что психических процессов по отдельности, «в чистом виде», фактически не существует.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также:

Мед312.ру