Мышление (развитие и формирование)
Развитие и формирование мышления начинаются с первого года жизни ребенка. Происходит это в процессе практических действий с окружающими предметами, в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому так важны для детей игрушки и игра, которые являются не просто забавой, а средством развития мышления. Ведь даже нанизывание кружков пирамидки позволяет решить логическую задачу «больше — меньше». В дошкольном возрасте ведущее значение в развитии мышления приобретает овладение языком, речью.
Ведь почти каждое слово — это понятие, и, овладевая языком, ребенок овладевает понятиями, накопленными народом, хотя, конечно, содержание этих понятий для ребенка на первых порах ограничено и предельно конкретно. Но именно в процессе овладения языком развиваются человеческие способности к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации.
На первых порах для ребенка понятие «мать» относится только к его маме. Затем он начинает понимать, что «мамы» есть и у других детей. И лишь в школьном возрасте им осваивается такое обобщенное понятие, как «Родина-мать». Все развитие мышления у ребенка связано с практической деятельностью (игра, работа по самообслуживанию, помощь взрослым) и с речевым общением с ровесниками и главным образом со взрослыми.
Для лечения хронических заболеваний детям приходится длительное время находиться в лечебных учреждениях. Медицинским работникам надо помнить, что формирование умственной деятельности у детей в это время должно продолжаться. Надо создавать детям условия для практической деятельности (игры, работы) и беседовать с ребенком, отвечать на его «почему?», ставить перед ним мыслительные задачи.
Самый распространенный тип таких задач — решение загадок и головоломок. Мышление является результатом очень сложной деятельности головного мозга, сложной деятельности человека в целом, деятельности человека в его взаимодействии с другими людьми, деятельности в определенной социальной среде. Поэтому нарушения мышления могут быть связаны не только с более или менее грубыми органическими поражениями головного мозга, но и с функциональными нарушениями даже при слабых степенях патологии обмена веществ, при интоксикациях (в том числе при интоксикациях, связанных с инфекцией), при нарушениях поступления кислорода и питательных веществ к головному мозгу, при недостатке или избытке импульсов, поступающих в головной мозг от рецепторов.
Отсюда ясно, что с нарушениями мышления можно встретиться не только при психических заболеваниях, но и у других больных. Надо только иметь в виду, что не следует торопливо приходить к выводу о наличии нарушений мышления на том основании, что больной «думает не так, как все». Надо убедиться, что у больного действительно нарушены основные свойства и законы мыслительной деятельности, что результаты своих рассуждений больной не стремится согласовать с практикой.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Память (кратковременная память)
- Мышление (труд)
- Память (электрошок)
- Мышление (анализ)
- Память (воспроизведение)