Память (зрительные представления)

Зрительные представления (т. е. образы, извлекаемые из памяти) настолько ярки и детальны, что немногим отличаются от непосредственного восприятия. И все же память детей во многом несовершенна. Это связано, во-первых, с недостаточной зрелостью нервной ткани и как следствие этого — слабостью процессов возбуждения и торможения.

Главное же — у детей еще мало развита вторая сигнальная система — основа человеческого сознания. Поэтому запоминание и воспоминание остаются, в основном, непроизвольными. Почти нет еще словесно-логической памяти. Поэтому ребенок быстро забывает то, что запомнил, если не повторяет это вновь и вновь.

Плохо развитое у дошкольников восприятие времени, затрудняет связывание хранящихся в памяти событий с определенным временем. Поэтому человек не помнит, что было в его жизни до трехлетнего возраста. Все эти особенности памяти детей надо учитывать медперсоналу детских учреждений и больниц. В дальнейшем развитии памяти решающая роль принадлежит развитию второй сигнальной системы.

Чем больше осмысливается запоминаемый материал, чем более он связывается со словесными понятиями, чем более произвольными становятся процессы памяти, тем лучше человек запоминает и вспоминает. Мы уже говорили, что в процессе запоминания воспринятая информация организуется, объединяясь в закодированном виде с уже имеющейся. Поэтому, чем больше информации хранится в памяти человека, чем она разнообразнее и лучше организована, тем успешнее идет запоминание нового материала.

В пожилые годы, в связи с органическими изменениями мозговой ткани, память ослабевает. Но это ослабление гораздо менее выражено у тех, кто научился владеть своей памятью, организовывать ее. Какие же условия важны для хорошего запоминания и воспоминания?

Прежде всего желание — одно из важнейших проявлений воли человека, оно является могучим организатором психических процессов. В данном случае оно усилит ваше внимание, повысит интерес, создаст соответствующее чувство, с которым вы будете воспринимать то, что надо запомнить. Не менее важно и осмысливание того, что надо запомнить.

Вы получили указание через некоторое время сделать больному определенную процедуру. Обязательно постарайтесь понять, в чем смысл этой процедуры для больного. Этим вы не только предотвратите ошибки в понимании указания. В процессе обдумывания вновь полученные сведения вступаю в контакт с уже имеющимися у вас знаниями, а это способствует лучшему запоминанию. Если вам поручено что-либо сделать, постарайтесь вообразить, как вы будете это делать. Дополнительный «пробег» импульсов возбуждения по цепи нейронов обеспечит лучшее закрепление в памяти последовательности действий.

Если есть возможность — запишите указание. Это не только внешний прием фиксации материала. В запоминании выслушанного участвовала слуховая память, а при записи участвует память двигательная. Чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем лучше. Особое внимание обратите на время, в которое должно быть выполнено задание. Этим вы «заведете» свои «внутренние часы».

Все сказанное выше относится и к той информации, которую надо запомнить на сравнительно короткий срок, и к той, которая должна войти в долговечную память. Но при обогащении своей памяти знаниями, которые накопило человечество, например, при усвоении учебного материала, надо использовать еще дополнительные приемы.

Прежде всего — это повторение. То, что «повторение — мать учения», вы знали и раньше. Теперь вы можете понять, что при повторении происходит повторение и закрепление новых нервных связей. Постарайтесь понять и особенности правил повторения, обеспечивающие его наибольшую эффективность.

Прежде всего необходимо, чтобы повторение было активным. Это означает, что воспроизводить текст, скажем, вслух надо уже после первого-второго его прочтения. Если даже полное воспроизведение сразу и не удается, то уже сама попытка воспроизведения хорошо закрепляет материал в памяти. Еще лучше, если вы будете чередовать устное и письменное закрепление материала. Важно и распределение повторений. Если они следуют одно за другим, непрерывно, то в нейронах возникает торможение, а это мешает закреплению в памяти. Но и очень длительные перерывы делать нельзя.

Эксперименты показали, что если при заучивании стихотворения делать перерывы в один день, то для полного его закрепления в памяти потребуется 4 повторения, а при перерывах в три дня — уже 6 повторений. Если вы хотите закрепить материал, прослушанный на лекции, это надо сделать в тот же день или на следующее утро. А если вы будете закреплять материал через несколько дней, то это будет уже не повторение, а выучивание материала заново.

Полезно чередовать заучивание разного по содержанию материала. При этом если вам надо, скажем, учить физику, химию и литературу, то повторение материала по литературе должно занять место между физикой и химией. Дело в том, что при заучивании схожего материала последующее заучивание мешает закреплению предыдущего (ретроактивное торможение).

Что касается воспоминания, то здесь важна готовность сознания к воспроизведению информации, хранящейся в памяти. Ведь то, что закрепилось в долговременной памяти, практически из нее никогда не исчезает. Тем не менее мы часто не можем вспомнить сведения, явно хранящиеся в памяти. Последнее подтверждается тем, что через некоторое время мы эти «забытые» сведения вспоминаем.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: