Мышление (труд)
Труд — это деятельность человека с употреблением орудий труда, т. е. приборов, расширяющих возможности человека. Но умение изготовлять орудия труда и умение пользоваться ими не передаются по наследству.
Каждое новое поколение людей должно было обучиться этому (хотя, конечно, оно не только обучалось, но и изобретало новые орудия и новые способы их употребления). Но обучение требовало появления и развития языка, с помощью которого можно было бы сформулировать, скажем, такие понятия, как «твердость», «мягкость», «упругость» и т. п.
Конечно, способность образовывать понятия и материально воплощать их в словах не пришла к людям сразу. Это был очень длительный процесс. Не сразу человек понял, что частное явление (способность согнутой ветки дерева разгибаться) связано с общим свойством (упругостью) и что это свойство можно использовать для изготовления лука.
Но люди поняли это и воплотили в словах-понятиях. Одновременно и в тесных взаимовлияниях развивались и анатомо-физиологические основы человеческого труда, мышления и речи.
Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…».
Далее Энгельс указывает, что во взаимосвязи с развитием мозга шло развитие органов чувств, т. е., говоря в терминах учения И. П. Павлова — анализаторов. В корковых концах анализаторов уже у высших животных идут сложные процессы анализа и синтеза, что и составляет предоснову мышления.
У человека же процессы анализа и синтеза достигают высочайшей сложности, и на этой основе возникает вторая сигнальная система, сигналы которой (слова) «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».
Следует подчеркнуть, что формирование мышления человека происходило в теснейшей взаимосвязи не только с превращением людей в трудящиеся существа, но и с их превращением в социальные существа, объединенные в человеческие сообщества. Само возникновение труда и человеческого общества тоже, конечно, взаимосвязано. И у людей возникали понятия, связанные с их общественной жизнью («взаимопомощь», «самоотверженность», «единство»).
Общественный характер мышления закреплен в языке, который является достоянием народа, хранит в себе его коллективный опыт. Связь мышления с трудом проявляется также в том, что правильность результатов мышления проверяется практикой, а важнейшим видом человеческой практики является труд. Мышление формирует понятия в результате ряда мыслительных операций. Основные из них: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация, классификация и систематизация.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Память (взаимодействие видов памяти)
- Мышление (интеллект)
- Память (зрительные представления)
- Мышление (расстройства темпа мышления)
- Память (готовность сознания к воспроизведению)