Память (воспроизведение)
Воспроизведение хранящейся в памяти информации может быть в двух видах: узнавание и воспоминание. При воспроизведении должна сложиться ситуация, сходная с той, которая была при запоминании. При узнавании знакомого объекта он воспринимается теми же рецепторами, что и прежде, сигналы направляются по тем же путям и «оживляют» те же связи в мозге.
Узнаем мы объект и в несколько иной ситуации по сравнению с той, которая была при запоминании: ведь благодаря иррадиации возбуждения в процесс запоминания вовлекались и соседние клетки. Однако это может привести и к ложному узнаванию. При воспоминании объект воспоминания на нас в данный момент не действует. Но это не значит, что при воспоминании нет внешнего толчка. Он есть, но не замечается, так как воспринимается подсознательно.
Вы идете по улице и вдруг, как будто бы совершенно случайно, вспоминаете свою знакомую. А случайности не было. В поле вашего зрения попала женщина, похожая на вашу знакомую. Восприятие незнакомой женщины произошло подсознательно, так как она не привлекла вашего внимания. Но этого оказалось достаточно, чтобы в вашем сознании возникло воспоминание по ассоциации. Явление ассоциации в психической деятельности имеет в своей основе образование условно-рефлекторных связей.
Но ассоциация — это не отдельный, четко отдифференцированный условный рефлекс, а сложная взаимосвязь многих рефлексов, их «ансамбль», как любил говорить А. А. Ухтомский. Все части этого ансамбля тесно связаны, и поэтому, по словам И. М. Сеченова, если дана, например, ассоциация зрительно-осязательно-слуховая, то при малейшем внешнем намеке на ее часть, т. е. при самом слабом возбуждении зрительного, или слухового, или осязательного нерва формой или звуком, заключающимся в ассоциации, в сознании воспроизводится она целиком.
В приведенном выше примере женщина была похожа на вашу знакомую, и у вас возникла ассоциация по сходству. Началось с бессознательного восприятия незнакомого объекта, а закончилось сознательным представлением объекта знакомого.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Воображение (новое сочетание имеющихся представлений)
- Мышление
- Память
- Мышление (восприятие)
- Память (образование условных связей)