Мышление (анализ)

Анализ — это мысленное разложение, мысленное выделение отдельных частей, отдельных свойств предметов и явлений. Мы можем мысленно выделить в человеке отдельные системы органов, мысленно выделить в обмене веществ процессы ассимиляции и диссимиляции. Это позволяет более детально изучить эти системы и процессы, выявить их существенные свойства. Но на самом деле все системы органов человека действуют как единое целое, процессы ассимиляции и диссимиляции протекают в неразрывном единстве.

И развитое мышление человека отражает это, производя синтез — мысленное объединение составных частей, свойств в единое целое. Диалектика познания состоит в том, что при всей противоположности анализа и синтеза они составляют единый процесс. Само разложение мышления на мыслительные операции (анализ его) допустимо только при осознании его как единого целого.

Сравнение позволяет нам устанавливать сходство или различие между определенными предметами или явлениями. Сравнивать можно, конечно, что угодно, например болезнь и радугу. Но такое сравнение бессмысленно, так как, кроме вывода о том, что это совершенно разные явления, из такого сравнения ничего извлечь нельзя. Другое дело, если сравнивать болезнь и здоровье, если сравнивать между собой разные болезни. В этих случаях сравниваются явления, в которых имеется нечто существенно общее. Здоровье и болезнь — это жизнь.

Любая болезнь
— это реакция организма на вредное воздействие. Таким образом, правильное, полезное сравнение всегда связано с обобщением — выделением того общего, что характерно для ряда предметов или явлений, и объединением их на основе этой общности. Обобщение может быть и очень широким. Так, кибернетика обобщает системы управления в сложных машинах, живых организмах и обществе.

Но она же выявляет и различия между этими системами. Абстракция тесно связана с обобщением. Но при абстракции обобщаются не сходные предметы или явления, а их общие свойства, которые начинают мыслиться отвлеченно, мысленно оторвано от предметов, от их других свойств. Конечно, свойство шарообразности не существует отдельно от предметов, имеющих форму шара (мяча, арбуза, планеты и т. п.).

Но в абстрактном мышлении можно отвлечься от всех отличий этих предметов друг от друга и сосредоточиться на их общем свойстве. При этом можно пренебречь и тем, что шарообразность вообще существует только в абстракции, так как реальные предметы только приблизительно могут иметь форму шара. Научные определения, как правило, являются абстракциями.

Научное определение болезни
— это абстракция. Медик должен разобраться в конкретной болезни конкретного человека. Поэтому, наряду с абстракцией, всегда необходима конкретизация — переход к единичным предметам и явлениям со всеми их особенностями, конечно, в пределах известного и доступного познанию.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: