Восприятия (галлюцинации)
Больные с галлюцинациями требуют особенно тщательного наблюдения, так как галлюцинации влияют на поведение. Под влиянием устрашающих галлюцинаций больной может выброситься в окно. Выполняя приказ «голоса», психически больной может совершить самоубийство, убийство и другие опасные действия.
Наличие галлюцинаций можно установить, наблюдая за поведением больных. Они устремляют взор на несуществующий объект при зрительных галлюцинациях, а если эти галлюцинации носят устрашающий характер, то закрывают глаза и пытаются спрятаться. При слуховых галлюцинациях прислушиваются к несуществующим звукам, а иногда вступают в беседу с «голосами». Зажимают нос при обонятельных галлюцинациях и т. д.
Более подробные сведения о галлюцинациях приводятся в курсе психиатрии. Там рассматривается различное эмоциональное переживание галлюцинаций больными, критическое и некритическое отношение к ним, а также так называемые псевдогаллюцинации, когда больными осознается их ложный характер.
Изменение ощущений и восприятий у больных является важным диагностическим признаком, а также позволяет следить за ходом болезни. Поэтому врачи проводят исследование этих процессов как с помощью наблюдения и опроса, так и используя сложные приборы.
Для исследования зрения и зрительных восприятий используются специальные таблицы. Применяется также тахистоскоп, на экране которого можно демонстрировать изображения объектов в течение очень короткого времени (до 0,001 с). Существуют специальные приборы для изучения слуховых, кожных, вестибулярных восприятий. Но большая роль принадлежит и наблюдениям медицинских сестер. Они могут отметить изменения чувствительности к свету и звукам, изменение вкусовых восприятий, появление патологических иллюзий и галлюцинаций. Все это надо доводить до сведения врачей. Еще раз подчеркнем значение хорошего развития ощущений и восприятий для медиков. Помогают этому не только специальные упражнения.
Посещение музеев и симфонических концертов, экскурсии в природу и занятия физкультурой — все это способствует общему развитию в том числе и развитию ощущений и восприятий.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Воображение (новое сочетание имеющихся представлений)
- Память
- Мышление
- Память (образование условных связей)
- Мышление (восприятие)