Главная / Руководство по патологической физиологии / Цитотоксины / Значение клеточных ядов в офтальматологии

Значение клеточных ядов в офтальматологии

30.11.-0001

О значении клеточных ядов в офтальматологии первым сообщил С. С. Головин (1904). В диссертации В. П. Филатова (1906) была произведена попытка воспроизвести в эксперименте при помощи ауто- или изо- цитотоксических сывороток модели некоторых офтальмологических заболеваний. Однако, по-видимому, только Gavelti и Cavelti в 1945 г. удалось достоверно показать, что путем повторной иммунизации кролика взвесью ткани одной из его же почек можно достичь выработки в организме аутонефротоксина, который проявляет специфическую активность, реагируя с почечным антигеном, как в пробирке (реакция преципитации в присутствии коллодия), так и в биологическом эксперименте, вызывая при введении другим кроликам функциональные и структурные поражения дочек.

Большинство положительных результатов в экспериментальных попытках добиться выработки изо- или аутоцитотоксинов было получено в опытах, в которых иммунизация производилась комбинацией специфического антигенного материала с неспецифическим стимулятором Фрейнда. Последний представляет собой взвесь убитых микобактерий туберкулеза в растительном масле. Сам стимулятор Фрейнда выработки цитотоксических антител не вызывает.

Наличие обнаруживаемых серологическим анализом противоклеточных антител является только свидетельством происходящих в организме иммунологических процессов, которые могут развиваться параллельно и независимо от основного патогенеза заболевания. Поэтому для утверждения патогенетического значения аутоцитотоксина при определенной нозологической форме требуется сверх того наличие определенного параллелизма, соответствия между появлением, а также динамикой титра антител и клинической, функциональной и морфологической эволюцией заболевания, а для инфекций и эпидемиологией его.

Например, возможно, что для инфаркта миокарда обнаруживаемые в сыворотке крови на определенном этапе его развития антитела к ткани миокарда (миокардио-цитотоксины) являются только антителами-свидетелями, которые могут иметь диагностическое, а иногда и патогенетическое значение.

При дистиреозах, многие из которых протекают при наличии антитиреоидных антител в крови высокого титра, только для небольшого числа нозологических форм допускается их патогенетическое значение. Очевидно, различные аутоагрессивные антитела в отношении тканевых и кровяных антигенов принимают участие в патогенезе ревматизма.

С другой стороны, Н. А. Федоров (1962) с сотрудниками (И. К. Корякина, С. В. Скуркович, 1960) установили, что кровяная сыворотка подвергнутых достаточно обширным термическим ожогам людей и животных содержит аутоантитела против антигенных субстанций обожженной кожи.


«Руководство по патологической физиологии»,
И.Р.Петров, А.М.Чернух

Смотрите также:

Мед312.ру