Процессы познания


Мышление (нарушение процессов абстракции)

Нарушение процессов абстракции и конкретизации приводит у некоторых психически больных людей к нарушению образования и восприятия суждений. Народная мудрость придает некоторым суждениям, имеющим форму поговорок и пословиц, обобщенный смысл. Так, во всех случаях, когда требуется многократно проверить решение, прежде чем приступить к делу, можно сказать: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Однако многие больные не…


Представления

Представления — это наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений, возникающие в сознании при оживлении их следов в памяти. Вы можете представить себе образ груши, потому что ранее этот образ воспринимали. Представление это может быть образом конкретной груши, которую вы видели сегодня утром, и может быть обобщенным образом груши, который сложился у вас в результате…


Мышление (исследование)

Исследование мышления и его нарушений производится путем наблюдения за поведением больных, главным образом путем анализа их высказываний. Это дает представление о темпе мышления, его связности и логичности. Для выяснения способности к образованию понятий, к выявлению более и менее существенных признаков применяют методики классификации и исключения предметов. На карточках нарисовано по четыре предмета. Испытуемому предлагают установить,…


Воображение

Нетрудно понять, что представление не дает нам точной копии воспринимавшихся ранее образов предметов и явлений. В процессе переработки этих образов в нашем сознании они что-то теряют в своих деталях и в то же время что-то приобретают в результате обобщения и становятся для нас более определенными. В своем представлении можно получить образы предметов и явлений, которые…


Воображение (произвольное и непроизвольное)

Иногда непроизвольное воображение бывает наяву. Непроизвольное воображение может быть и результатом непроизвольного самовнушения. В большинстве случаев воображение бывает произвольным. Человек сознательно, в соответствии с поставленными целями строит в своем представлении новые образы, создает новые ситуации. При этом важную роль играет и процесс мышления, который контролирует работу воображения, проверяя соответствие созданных образов и ситуаций реальной действительности,…


Воображение (мечты)

Мечты всегда относятся к будущему, но, кроме того, мечта — это желаемое будущее. Мечта, если она осуществима, побуждает человека к достижению поставленной цели. Уже из описания процесса воображения и его разновидностей видно, какую роль оно играет в психической деятельности людей. Но по-настоящему его значение можно понять только учитывая следующее обстоятельство. Вероятно, своеобразные формы воображения имеются…


Воображение (новое сочетание имеющихся представлений)

Воображение — это новое сочетание имеющихся представлений, а вот имеется этих представлений у детей еще мало. Кроме того, воображение у детей еще слабо контролируется мышлением. Но несомненно, что воображение у детей очень яркое и живое — имеющиеся представления могут комбинироваться быстро и разнообразно. Эти качества детского воображения доставляют немало хлопот взрослым и нередко встречают противодействие….


Память

Все психические процессы протекают во взаимосвязи. Объединять их — задача внимания, которое участвует во всякой сознательной психической деятельности. Вероятно, и в подсознательной деятельности есть своеобразный аналог внимания, однако методов его исследования еще не найдено. В каждом виде психической деятельности участвуют не все психические процессы. Непосредственное восприятие может отсутствовать во время мышления, воображение — не участвовать…


Мышление

До сих пор мы рассматривали процессы, которые обеспечивают образное, конкретное познание мира. Познание мира в образах обеспечивается прежде всего ощущениями, возникающими при непосредственном воздействии материальной действительности на наши анализаторы (органы чувств). При обобщении ощущений с участием предшествующего опыта происходит восприятие предметов и явлений действительности. При оживлении следов бывших восприятий возникают представления. При комбинировании представлений возникает…


Память (образование условных связей)

Образование условных связей — основа запоминания. Но запоминание не сводится только к образованию этих связей. Поступающая от рецепторов информация подвергается сложнейшей переработке в различных отделах мозга. При этом происходят анализ ощущений, их объединение (синтез), сравнение с имеющимися образами и выявление отличий от них. Аналогичной обработке подвергаются и сигналы, образующиеся в результате процесса воображения и мышления….


Мед312.ру