Главная / Руководство по медицинской психологии / Процессы познания / Мышление (мыслительное познание мира)

Мышление (мыслительное познание мира)

14.06.2010

Конкретное мыслительное познание мира максимально приближено к его образному познанию, а абстрактное познание мира максимально удалено от образного познания. Но нам необходимо и конкретное, и абстрактное познание.

В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы,… одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее».

Если медик изучит и усвоит абстрактную сущность болезни, это поможет ему лучше понять конкретные болезни и больных, лучше наладить профилактику и лечение.

При классификации объекты разделяются на группы в соответствии с определенными принципами. Болезни можно классифицировать в соответствии с их этиологией или в соответствии с преимущественным поражением тех или иных систем органов.

При систематизации знания об объектах объединяются и излагаются в определенном порядке: хронологическом, пространственном, логическом (на основе причинных связей).

Нетрудно заметить, что мыслительные процессы объединены в пары, где оба члена и противоположны, и едины друг с другом. В этом проявляется диалектика мышления — единство противоположностей. Пользуясь мыслительными операциями, люди формируют понятия о предметах и явлениях, в которых дается обобщенное и отвлеченное отражение наиболее общих и существенных свойств этих явлений и предметов.

Сформированные понятия выражаются (внешне или про себя) словами. Это может быть и одно слово («болезнь», «инфекция», «возбуждение», «торможение», «микроб», «вода», «кислота» и т. д.). Но это слово-понятие может быть развернуто в определение, причем полнота этой «развернутости» зависит от полноты нашего познания объекта и от того, какие именно существенные свойства объекта нам сейчас важны.

Так как язык — это общественное достояние, то, хотя понятия и формируются отдельными людьми, они всегда связаны с общественным опытом. Только усвоив основные понятия, накопленные человечеством, можно осуществлять научное познание мира.

Особенно необходимо усвоить понятия в избранной специальности. Каждый медик должен иметь понятия о сущности болезни, защитной реакции, симптоме, воспалении, лейкоцитозе, регенерации и т. п.

Проверьте себя:
можете ли вы дать определение этим понятиям?

Достаточно ли развернуты и глубоки эти определения?

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также:

Мед312.ру