Мышление (мыслительное познание мира)
Конкретное мыслительное познание мира максимально приближено к его образному познанию, а абстрактное познание мира максимально удалено от образного познания. Но нам необходимо и конкретное, и абстрактное познание.
В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы,… одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее».
Если медик изучит и усвоит абстрактную сущность болезни, это поможет ему лучше понять конкретные болезни и больных, лучше наладить профилактику и лечение.
При классификации объекты разделяются на группы в соответствии с определенными принципами. Болезни можно классифицировать в соответствии с их этиологией или в соответствии с преимущественным поражением тех или иных систем органов.
При систематизации знания об объектах объединяются и излагаются в определенном порядке: хронологическом, пространственном, логическом (на основе причинных связей).
Нетрудно заметить, что мыслительные процессы объединены в пары, где оба члена и противоположны, и едины друг с другом. В этом проявляется диалектика мышления — единство противоположностей. Пользуясь мыслительными операциями, люди формируют понятия о предметах и явлениях, в которых дается обобщенное и отвлеченное отражение наиболее общих и существенных свойств этих явлений и предметов.
Сформированные понятия выражаются (внешне или про себя) словами. Это может быть и одно слово («болезнь», «инфекция», «возбуждение», «торможение», «микроб», «вода», «кислота» и т. д.). Но это слово-понятие может быть развернуто в определение, причем полнота этой «развернутости» зависит от полноты нашего познания объекта и от того, какие именно существенные свойства объекта нам сейчас важны.
Так как язык — это общественное достояние, то, хотя понятия и формируются отдельными людьми, они всегда связаны с общественным опытом. Только усвоив основные понятия, накопленные человечеством, можно осуществлять научное познание мира.
Особенно необходимо усвоить понятия в избранной специальности. Каждый медик должен иметь понятия о сущности болезни, защитной реакции, симптоме, воспалении, лейкоцитозе, регенерации и т. п.
Проверьте себя: можете ли вы дать определение этим понятиям?
Достаточно ли развернуты и глубоки эти определения?
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Воображение (мечты)
- Воображение (новое сочетание имеющихся представлений)
- Память
- Мышление
- Память (образование условных связей)