Процессы познания


Речь (развитие слуха)

Нормальное развитие слуха является совершенно обязательным для развития речи у ребенка. У глухих детей и у детей со значительным снижением слуха речь может развиться только при специальных занятиях с логопедами (педагогами, занимающимися устранением дефектов речи). Развитие речи может оказаться нарушенным или вовсе не происходить и при других видах патологии центральной нервной системы и периферических органов…


Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)

Самым важным является овладение речью в процессе изложения своих мыслей собеседникам. Всякое выступление с беседой, информацией, докладом (если оно, конечно, хорошо подготовлено) обогащает речь выступающего. Медикам надо стремиться не только к обогащению содержания речи, но и к совершенствованию ее внешней формы. Наибольшее впечатление на больных производит звучная, но не слишком громкая, отчетливо произносимая, богатая интонациями…


Речь (афазии, аграфии и алексии)

В настоящее время справедливо считают, что различные формы афазий, а также нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия) не являются результатами локальных органических поражений головного мозга, а являются проявлениями нарушения целостной речевой деятельности в результате выпадения отдельных ее компонентов. Но как показали исследования А. Р. Лурия и других советских ученых, в определенных случаях нарушенную речь можно…


Память (кратковременная память)

Кратковременная память — это совсем не синоним «плохой» памяти. Это неотъемлемая составная часть самого процесса запоминания. Любая информация запечатлевается прежде всего в кратковременной памяти. Перейдет ли эта информация в долговременную память, зависит от многих обстоятельств. Вы прочли фразу. Если она не очень сложная и длинная, вы сразу же после прочтения сможете ее повторить. Чтобы надолго…


Мышление (труд)

Труд — это деятельность человека с употреблением орудий труда, т. е. приборов, расширяющих возможности человека. Но умение изготовлять орудия труда и умение пользоваться ими не передаются по наследству. Каждое новое поколение людей должно было обучиться этому (хотя, конечно, оно не только обучалось, но и изобретало новые орудия и новые способы их употребления). Но обучение требовало…


Память (электрошок)

В психиатрической клинике для лечения иногда применяют электрошок. При этом оказывается, что «электрическая буря», вызываемая в мозгу электрошоком, «смывает» то, что запоминалось в ближайшие часы перед электрошоком. Это подтверждает гипотезу о кольцевых волнах возбуждения как основе кратковременной памяти. Но кольцевой поток возбуждения не может держаться месяцы и годы. Даже небольшие случайные отклонения нарушат его. Очевидно,…


Мышление (анализ)

Анализ — это мысленное разложение, мысленное выделение отдельных частей, отдельных свойств предметов и явлений. Мы можем мысленно выделить в человеке отдельные системы органов, мысленно выделить в обмене веществ процессы ассимиляции и диссимиляции. Это позволяет более детально изучить эти системы и процессы, выявить их существенные свойства. Но на самом деле все системы органов человека действуют как…


Память (воспроизведение)

Воспроизведение хранящейся в памяти информации может быть в двух видах: узнавание и воспоминание. При воспроизведении должна сложиться ситуация, сходная с той, которая была при запоминании. При узнавании знакомого объекта он воспринимается теми же рецепторами, что и прежде, сигналы направляются по тем же путям и «оживляют» те же связи в мозге. Узнаем мы объект и в…


Мышление (мыслительное познание мира)

Конкретное мыслительное познание мира максимально приближено к его образному познанию, а абстрактное познание мира максимально удалено от образного познания. Но нам необходимо и конкретное, и абстрактное познание. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона…


Память (ассоциации по смежности)

Возможно, что встречная женщина и не была похожа на вашу знакомую, но схожими были их платья. Но так как подобное платье было на подруге, у вас по смежности возникло воспоминание о подруге. Есть и ассоциации по контрасту. Встретив очень низкую женщину, вы по контрасту можете вспомнить, какая высокая ваша знакомая. Сознательная оценка того, что воспоминание…


Мед312.ру