Ощущения (подпороговые ощущения)
В некоторых случаях при силе раздражения меньше пороговой ощущения возникают, но не воспринимаются сознательно. Такие ощущения назвали «подпороговыми». Так, очень слабые звуки, которые испытуемые не слышали, тем не менее вызывали у них кожно-гальваническую реакцию (изменение сопротивления кожи электрическому току).
Можно привести и такой пример. Одному человеку несколько раз снилось, что собака грызет его правую ногу. Позже оказалось, что в этой ноге росла опухоль. Вероятно, ощущения, возникавшие при сдавливании рецепторов опухолью, были подпороговыми и в состоянии бодрствования не ощущались. Но во время сна подпороговые ощущения приводили к соответствующему сновидению.
Мы уже говорили, что ощущения лежат в основе всей психической деятельности. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями. Всем известно, как влияет на настроение ощущение боли. По-разному влияют на настроение цвета (красный возбуждает, зеленый успокаивает).
Эмоции могут, по-видимому, зависеть и от подпороговых, неосознаваемых ощущений. Прежде всего это относится к ощущениям от внутренних органов. Очень часто первым проявлением болезни бывает изменение настроения. Ощущения врожденны. Имеются наследственные различия в возможности развития того или иного ощущения.
У одного человека может быть очень острое зрение, у другого — очень развитый слух. Нужно иметь природные данные, чтобы стать дегустатором. Но полагаться только на врожденные способности нельзя. Их надо развивать, тренировать. Благодаря тренировке можно повысить чувствительность (понизить порог чувствительности) и добиться большей четкости различения цветов, звуков, запахов и т. п.
При органическом выпадении какого-либо анализатора, чувствительность других анализаторов возрастает. Так, у слепых резко обостряются слух, осязание и даже обоняние. Происходит это, конечно, за счет тренировки. У наборщиков в типографии, работающих на ручном наборе, острота осязания в три раза выше, чем у других людей. Все это показывает, каких больших результатов можно достигнуть при тренировке чувствительности. Однако практически мы тренируем не ощущения, а восприятия.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Речь
- Речь (центры речи)
- Речь (внутренняя и внешняя)
- Речь (развитие слуха)
- Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)
- Речь (афазии, аграфии и алексии)
- Сознание
- Сознание (единство психических функций)
- Сознание (бодрствование)
- Сознание (осознавание)
- Сознание (псевдоответы на реальные вопросы)
- Сознание (фазы сна)
- Сознание (полноценное, истинно человеческое)
- Память (отравления)
- Мышление (нарушение процессов абстракции)
- Представления
- Мышление (исследование)
- Воображение