Методы психологии

Психологи-идеалисты вплоть до конца XIX века единственным методом психологии признавали метод самонаблюдения. Они исходили из принципа «Чужая душа — потемки» и считали, что о психической жизни других людей можно судить только по аналогии с собственными переживаниями. Самонаблюдение, несомненно, полезно. Все люди, особенно медики, должны вести наблюдения за собственной психической жизнью.

Но при этом могут быть сделаны и ошибочные заключения, а исправить их можно, только используя объективные методы исследования: объективное (со стороны) наблюдение и эксперимент. Этими методами и пользуется научная, материалистическая психология. Всякое исследование начинается с наблюдения.

Умение наблюдать — ценнейшее качество каждого медика. «Наблюдательность и наблюдательность» — написал на фронтоне здания своей лаборатории И. П. Павлов. При наблюдении важно постараться ничего не упустить и в то же время ничего не прибавить «от себя». Результаты наблюдений надо сейчас же записывать, причем в записи указывать условия, при которых протекало наблюдаемое явление.

При научных наблюдениях в психологии употребляются фотографирование, киносъемка (иногда — «скрытой камерой»), телевидение, телеметрия и другие современные методы. И все-таки наблюдение не может полностью заменить эксперимент. Эксперимент отличается от простого наблюдения тем, что изучаемое явление специально вызывается. При этом специально создаются и контролируются условия, в которых это явление протекает.

Эксперимент можно многократно повторять и варьировать, что обеспечивает большую достоверность полученных материалов. Но, главное, эксперимент позволяет проникнуть в суть явления, произвести его анализ. Экспериментальный метод, который произвел переворот в науке, широко применяется с XVII века. Но в психологии он применяется только с последней четверти XIX века.

Мы уже упоминали, что в 1885 г. В. М. Бехтерев открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, причем именно для медико-психологических исследований. Сейчас такие лаборатории имеются при всех крупных психиатрических (и не только психиатрических) больницах, не говоря уже о специальных институтах. В этих лабораториях имеются специальные приборы, позволяющие очень точно измерять время психической реакции, записывать биотоки мозга и т. д. Наряду с этим имеется и более простое оборудование (наборы таблиц, кубиков, рисунков и т.п.).

При всех высоких достоинствах лабораторного эксперимента существенным недостатком его является то, что подопытные знают о том, что над ними экспериментируют, а это, конечно, не может не сказаться на их психической деятельности.

Для преодоления этого недостатка проф. А. Ф. Лазурский (1874—1917) предложил так называемый естественный эксперимент. При этом виде эксперимента подопытные не подозревают о проводимом исследовании, так как оно проводится в обычной обстановке их деятельности и сама деятельность для них обычна (игра, спорт, учеба, труд).

Но сама эта деятельность и наблюдение за ней организованы так, чтобы исследователь мог получить нужные для него сведения. Когда, например, ленинградской исследовательнице Р. С. Рубиновой надо было выяснить, как меняются ловкость, быстрота и координация движений у больных шизофренией и эпилепсией, она не приводила их в специальную лабораторию, а организовала по особому плану наблюдение в лечебно-трудовых мастерских.

Больные не подозревали о проводившемся исследовании, и это способствовало выяснению различий в их деятельности. Важное значение в медицинской психологии имеет метод беседы. Для правильного применения этого метода надо заранее продумать план беседы, вступить в доверительный контакт с исследуемым, ставить вопросы так, чтобы не допустить внушения.

Изучение биографии исследуемого помогает выяснить особенности его психических процессов и, в особенности, черты его личности. О психике людей судят и по продуктам их деятельности. Особенности психики детей выявляются в их рисунках. То же можно сказать и о рисунках психически больных людей.

О некоторых особенностях психики человека могут поведать особенности его письма. О некоторых конкретных методиках исследования отдельных психических процессов и личности здорового и больного человека будет рассказано в соответствующих главах.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: