Механизм условного тормоза
Механизм условного тормоза действует и при восприятии человека. Если маленький ребенок тянется к огню, мать отводит его ручку (это — безусловный тормоз) и говорит — «Нельзя!».
После нескольких сочетаний слово «нельзя» становится для ребенка условным тормозом. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС сложно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга. И. П. Павлов установил три закона взаимодействия возбуждения и торможения.
Первый — закон иррадиации (распространения). Возникающее в каком-либо центре возбуждение распространяется на соседние центры.
Второй — закон концентрации. Распространившиеся на соседние центры возбуждение и торможение через некоторое время снова концентрируются в исходных центрах. Конечно, концентрация не происходит «сама по себе». Ей способствуют процессы дифференцировки и индукции.
Третий — закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения — заключается в том, что вокруг очага сильного возбуждения возникают очаги торможения, а вокруг очагов торможения — очаги возбуждения. Представьте себе возбужденные клетки коры окрашенными в белый цвет, а заторможенные — в черный. Тогда кора мозга представит некое подобие шахматной доски.
И. П. Павлов назвал это «корковой мозаикой». Но, в отличие от мозаики на стене, клетки мозга все время переходят из возбужденного состояния в заторможенное и наоборот. Поэтому И. П. Павлов говорил о функциональной, подвижной, корковой мозаике. Конечно, равномерного, «мелкоочагового» распределения участков возбуждения и торможения в коре, как правило, не бывает.
Возникают и большие очаги возбуждения, и обширные поля торможения, причем в разные периоды деятельности мозга преобладает то или другое. Даже из краткого обзора видно, как много может дать проведенное школой И. П. Павлова изучение процессов возбуждения и торможения для понимания психической деятельности. Но громадное значение оно имеет и для решения важнейших проблем медицинской психологии.
Было показано (и в лаборатории, и в клинике), что перенапряжение процессов возбуждения и торможения, их столкновения («сшибки» — по терминологии И. П. Павлова) приводит к «срывам» высшей нервной деятельности, что лежит в основе неврозов и других заболеваний человека.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Методы психологии
- Проявления возбуждения и торможения
- Уравнительная и парадоксальная реакции
- Наука и медицина
- Борьба материализма с идеализмом
- В борьбе с идеалистами
- Мысль может быть рефлексом
- Сознание
- Вид обмена с окружающей средой
- Преимущество рефлекторной формы раздражимости
- Безусловные рефлексы
- Психическая деятельность
- Основа способности к обобщению
- Основные закономерности высшей нервной деятельности
- Действие индифферентного раздражителя
- Внутреннее торможение