Совесть

Совесть — это «внутренний судья» поступков человека. Конечно, нравственный критерий совести тесно связан с пониманием человеком добра и зла, долга, с другими моральными категориями и принципами. Поэтому и совесть классово обусловлена.

Но совесть — это прежде всего чувство, внутреннее переживание, тесно связанное с эмоциональной сферой. Ослабление эмоциональной сферы (а оно может иметь и болезненный характер) может вести и к своеобразной «атрофии» совести. Однако прежде всего совесть, как и все связанное с чувствами, зависит от воспитания и самовоспитания. А воспитание чувств обусловлено деятельностью человека и влиянием окружающей социальной среды. Известно, какое сильное влияние оказывают на поведение человека его эмоции.

Совесть — это великая эмоциональная сила. Совесть удерживает советских людей от поступков, приносящих вред другим людям, нашему обществу, и в то же время вдохновляет их на самоотверженные поступки.

Еще знаменитый римлянин Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) говорил, как велико могущество совести: оно дает себя одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженное им наказание. Но в обществах, основанных на лжи и насилии, виновники так часто не несли наказания, что это у многих притупляло голос совести. Только в обществе, строящем коммунизм, голос совести и голос разума полностью совпадают, и это делает веления совести особенно неотразимыми.

Ничто не может быть тяжелее угрызений совести, и ничто не приносит большего удовлетворения, чем сознание честно исполненного долга! Чрезвычайно велико значение совести в работе медиков. Как ни хорошо поставлен контроль, невозможно уследить за каждым шагом в работе медицинской сестры. Но совесть не позволит халатно отнестись к своим обязанностям.

Медсестра стоит на страже беспомощных больных и детей. А бессовестным людям в медицине не место! В этической категории чести отражается осознание человеком своего положения в обществе и положения в обществе своего класса, своей общественной группы, своей профессии. В категории достоинства отражается потребность человека в уважении его личности.

В антагонистических классовых формациях представители правящих классов считали, что только им присуще чувство чести и только они могут требовать уважения своего достоинства. Но трудовой народ всегда осознавал, что «по труду — и честь!», и добивался уважения каждого трудящегося.

В. И. Ленину принадлежит замечательная мысль: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

Революционная борьба пролетариата была и борьбой за утверждение своей чести и достоинства. Вот почему так оберегают честь нашей Родины ее граждане, вот почему они добиваются уважения своего достоинства.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: