Понимание людьми добра и зла

Понимание людьми добра и зла, как и понимание всех других этических категорий, обусловлено, в конечном счете, экономическим строем общества. Еще Вольтер утверждал, что добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества. Но только основоположники марксизма доказали, что общественное бытие определяет общественное сознание, в том числе и моральные понятия у людей.

В первобытном обществе, где успехи родовой группы во многом зависели от силы и храбрости ее членов, под добром понималось прежде всего наличие силы и храбрости. В буржуазном обществе, где положение человека определяется его богатством, понятие добра совпадает с накоплением имущества. Конечно, влияние общественно-экономических формаций на общественное сознание, в том числе и на мораль, не прямолинейно.

Уже в недрах обществ, построенных на эксплуатации, возникает мораль трудящихся, и основные положения этой морали настолько бесспорны, что господствующие классы не смеют открыто их опровергать. Так появляются общепринятые, бесспорные суждения представителей самых различных классов о добре и зле.

Любовь, дружба, гуманные средства для достижения благородной цели, сострадание к больным, помощь престарелым, содействие гибнущим во время стихийного бедствия, благотворительность и другие элементарные нормы человеческого общежития относятся к общечеловеческому пониманию добра.

Абсолютизировать общечеловеческие представления о добре и зле не следует, ибо в конечном счете верх берет классовое содержание категорий. Однако и полностью игнорировать их нельзя, поскольку условия совместного проживания людей в обществе диктуют необходимость выработки моральных ценностей. Религия, выдавая многие общечеловеческие представления о добре и зле за данные свыше, «от бога», в то же время старалась приспособить их к морали господствующих классов.

«Двойное понимание» моральных норм в буржуазном обществе приводит, с одной стороны, к лицемерию, с другой — к душевным травмам у более честных людей. И в то же время это было одной из причин, побуждавших передовых людей бороться с несправедливым устройством общества.

С точки зрения коммунистической морали добром является все, что способствует укреплению и завершению коммунизма. Следовательно, добром является борьба за здоровье и счастье людей, за все, что способствует свободному, полноценному и всестороннему развитию личности, борьба за укрепление материальной базы общества, строящего коммунизм. Злом является все, что препятствует этому. Быть добрым не значит быть «добреньким!»

«Добреньким» можно быть от душевной лени. Сестра, не делающая замечаний больному, который нарушает лечебный режим, может мотивировать это тем, что не желает, огорчив больного, принести ему зло. Но ведь нарушение режима является еще большим злом, и поэтому замечание следует сделать, разумеется в корректной форме. Не является добрым и медик, закрывающий глаза на недостатки в работе и характере товарищей.

С недостатками надо бороться, но, конечно, без грубости, с соблюдением соответствующего такта. Ведь мы боремся не против товарища, а против его недостатков, желая добра товарищу. Так же как категории добра и зла, этическая категория долга имеет классовую основу.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: