Физиологические терморегуляторные реакции надпочечников

22.11.2011

П. Н. Веселкин (1974) на основании своих исследований пришел к выводу, что секреторная функция коры надпочечников является в нормальных условиях одним из важных гомеостатических механизмов. Физиологические терморегуляторные реакции надпочечников наступают при холоде, тепле и напряженной мышечной работе, а патологические — при различных воспалительных и других заболеваниях, связанных с интоксикацией организма. Эти реакции в большинстве случаев протекают на фоне выраженного повышения уровня кортикоидных гормонов в крови.

Сезонные изменения выделения с мочой гормонов надпочечников наблюдали Н. В. Стефановская и соавт. (1971); Sulman et al. (1962); Ladell (1964). В условиях жаркого климата Туркмении снижена деятельность надпочечников у людей (А. Г. Сукачев (1936). К. А. Халназаров (1964) установил, что вес надпочечников у людей, умерших в Туркмении в жаркий период года от различных заболеваний, ниже, чем у умерших от тех же заболеваний в холодное время. Как показал Е. А. Кирст (1945), у овец в жаркое время года вес гипофиза увеличивается, а вес щитовидной и надпочечниковых желез, наоборот, уменьшается.

Н. Д. Беклемишев (1963) и Lemaire (1965) отметили, что экскреция 17-КС с мочой значительно меньше у жителей тропического пояса по сравнению с таковыми умеренного климата. Sulman et al. (1962), проводя исследования в течение 4 лет в условиях сильной жары, установили, что у аборигенов Аравийского полуострова выделение с мочой адреналина, норадреналина, 17-КС, Na уменьшалось, а у приезжих повышалось. Низкий уровень экскреции 17-КС с мочой наблюдается как у индейцев (Friedmann, 1954), так и у западных африканцев (Barnicot et al., 1952). Даже у европейцев в тропических условиях экскреция 17-КС с мочой при тепловом стрессе снижается (Macfarlane et al., 1957). Selye (1949) объяснил это результатом длительного воздействия тропических условий и «эндокринным истощением».

Перемещение людей из одной климатогеографической зоны в другую всегда вызывает функциональную перестройку организма. По данным М. К. Прикатовой (1976), при перемещении аборигенов из Крайнего Севера в Красноярск в первые 6—12 месяцев отмечена высокая заболеваемость их (51,1%), которая считается закономерностью процесса адаптации. По мере увеличения срока пребывания аборигенов на новом месте сократился процент заболеваемости. А аборигены высокогорья хорошо адаптированы к высоте, как это видно по их работоспособности и более низкому уровню молочной кислоты в плазме крови после физической нагрузки, чем у аборигенов, живущих внизу на уровне моря (М. Г. Колпаков, 1980).

Ряд исследователей отметили структурно-функциональные изменения в надпочечниках у экспериментальных животных в условиях высокогорной адаптации, где стрессовым фактором является гипоксия. Все авторы обнаружили изменения со стороны коры надпочечников в ранние сроки адаптации в виде расстройства кровообращения (резкого полнокровия), кровоизлияний, снижения количества липидов и появления очагов некроза (дистрофии), увеличение абсолютного и относительного веса. С 15 до 90 суток дистрофический процесс в коре надпочечников шел на убыль, а гипертрофический процесс нарастал. На 6—12 месяцы адаптации гипертрофический процесс в коре надпочечников сохранялся без дальнейшего прогрессирования. Такие морфологические изменения подчеркивают значительное участие данного органа в процессе адаптации. Продолжительное пребывание и работа в условиях высокогорья приводят к гиперкортицизму (Медник и соавт., 1962).


«Почечно-каменная болезнь», М.Т.Тыналиев

Смотрите также:

Мед312.ру