Формирование личности
Решающую роль в формировании личности играет внешняя, прежде всего общественная, среда. Неповторимое сочетание внешних воздействий и генетического своеобразия соединяется у каждого человека с огромным богатством общечеловеческого опыта. Это делает каждого человека микрокосмосом, целым миром.
Медики должны уважать и беречь человека, помня об этой его неповторимой личности!
Иногда говорят, что каждый человек — индивид, но не каждый становится личностью. Это неверно. Конечно, ребенок, который бы рос и развивался вне общества людей, не станет личностью. Но ведь этого практически почти не бывает. Личность не всегда формируется такой, как это необходимо и желательно нашему обществу.
В формировании личности большая роль принадлежит самому человеку, его самосознанию и самопознанию. Самоформирование личности продолжается всю жизнь, и если человек осознает недостатки своей личности, никогда не поздно их исправлять.
Для самоанализа необходимо знать структуру личности человека. Это необходимо и для того, чтобы разобраться в личности другого человека. А ведь вся работа медиков протекает в контакте с больными, и успешность этого контакта зависит от того, насколько медик сумеет разобраться в особенностях личности больного. Кроме того, возникновение и протекание болезней у человека также зависят от особенностей его личности. Отсюда ясно, как важно для медиков разбираться в особенностях личности и активно использовать эти знания.
Структура личности включает в себя способности и потребности, интересы и убеждения, темперамент и характер, волевые особенности. Но эти составные части не следует представлять как отдельные кубики, из которых складывается личность. Это скорее «сплав», в котором все составные части личности взаимодействуют друг с другом и проявляются в единстве.
Способности — это психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности. Можно говорить об общих способностях (хорошо развитом внимании, памяти, воображении, мышлении) и о частных способностях (хорошем музыкальном слухе, хорошем глазомере).
У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по-разному. Это зависит как от природных задатков способностей (их разнообразие предопределено генетически), так и от того, какие свои задатки данный человек развивал. Ведь задатки переходят в способности только в результате их развития в процессе воспитания.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Отношение клюдям
- Коллективизм
- Духовное богатство и цельность личности
- Воспитание способностей у людей
- Болезнь
- Потребность
- Особенности реакции на свою болезнь
- Морально-эстетические потребности
- Вытеснение болезни
- Интеллектуальные потребности
- Патология личности
- Активный деятель в мире
- Психопатические изменения личности
- Гипотеза Гиппократа
- Незаконченные предложения
- Связь темперамента с особенностями функционирования
- Типы темперамента
- Особенности темперамента надо учитывать при воспитании