Ятрогенные осложнения
Ятрогенные осложнения могут развиться и в тех случаях, когда медицинские сестры «доверяют» больным истории болезни.
Больная Н. прочла в своей истории болезни: «Нижний полюс желудка находится в малом тазу». После этого больная стала считать, что желудок опустился в малый таз в связи с тем, что там развилась большая опухоль, проросшая все органы. Перестала верить врачам, которые старались разубедить больную. Выписалась из отделения и дома в течение трех месяцев лежала в постели, периодически отказываясь от приема пищи. Считала себя обреченной на смерть.
Только лечение в нервно-психиатрическом стационаре с применением рациональной психотерапии и аутогенной тренировки дало положительный эффект.
Из этого примера видно, к каким тяжелым последствиям может привести одно неправильное действие медицинской сестры.
Нельзя в присутствии больного говорить о заболеваниях других больных. Ведь в этом случае существует большая вероятность, что сведения будут переданы, причем в искаженном виде (ведь больной не понимает их смысла). Это не значит, что с больными вообще не надо говорить об их заболевании.
Ятрогенные заболевания могут возникнуть и от того, что медики вовремя не сказали того, что должны были сказать (например, вовремя не разрушили неправильно складывавшееся представление о болезни). Но, беседуя с больным, надо всегда учитывать особенности его личности и особенности заболевания.
Больному с сосудисто-вегетативным неврозом нельзя, например, сказать: «Вам нужно лечить мозг, а не сердце». Навязчивое представление о заболевании сердца может в этом случае смениться еще более тяжелым навязчивым представлением о наличии психического заболевания. Медики обязаны широко вести санитарно-просветительную работу. Но, проводя лекции и беседы, надо делать акцент на распространение сведений о том, как сохранить и укрепить здоровье, как оказывать первую доврачебную помощь и т. п., а не рассказывать подробности протекания болезней.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
- Причины роста психогенных заболеваний
- Нарушение высшей нервной деятельности
- Воспитание эмоций
- Психотравмирующие ситуации
- Физиологическая сущность внушения
- Ятрогенные заболевания
- Болезнь третьего курса
- Условнорефлекторное воспроизведение и закрепление патологических реакций
- Возможность психогенных наслоений
- Психопрофилактические мероприятия