Главная / Руководство по медицинской психологии / Психика и болезни / Причины роста психогенных заболеваний

Причины роста психогенных заболеваний

17.06.2010

В условиях антагонистических обществ истинные причины роста психогенных заболеваний лежат в социальных конфликтах. В СССР, где ликвидирована почва для этих конфликтов, главное — в понимании причин психогенных заболеваний и в правильной организации психогигиены и психопрофилактики этих заболеваний.

Есть три основных механизма психогенного возникновения заболеваний:

  • во-первых, психические конфликты могут приводить к «срыву» высшей нервной деятельности; в результате этого нарушается, извращается нормальная реакция организма на воздействия, что и приводит к развитию заболевания;
  • во-вторых, заболевания могут возникать по механизму внушения и самовнушения;
  • в-третьих, в заболевании могут играть роль условнорефлекторно закрепившиеся патологические реакции и состояния.

В заболевании могут играть роль одновременно два или три этих механизма. Причины психогенных заболеваний могут присоединяться к физическим, химическим, биологическим факторам в этиологии заболевания. Рассмотрим механизмы психогенных заболеваний по отдельности.

Среди психогенных заболеваний человека наиболее частыми являются неврозы — функциональные расстройства нервной системы, являющиеся выражением реакции личности на травмирующие психику факторы. От неврозов следует отличать реактивные психозы, которые тоже возникают при психогенных воздействиях, но отличаются гораздо более сильным изменением психики больного, вплоть до изменения сознания.

Патогенетической основой неврозов является срыв высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процессов или подвижности этих процессов. Явления срывов высшей нервной деятельности были первоначально замечены и изучены в лабораториях И. П. Павлова на подопытных животных.

Перенапряжения силы процесса возбуждения было получено у собаки со слабым типом высшей нервной деятельности при воздействии на нее очень сильными раздражителями (затрещала трещотка, вспыхнул порох, и перед собакой появилась фигура в маске и в шубе мехом наружу).

Собака мгновенно поднялась на задние лапы и оцепенела с откинутой назад головой и выпрямленными конечностями. У собаки нарушилась и долгое время не восстанавливалась выработанная система условных рефлексов. Перенапряжение процесса торможения получалось, когда длительное время после условного сигнала не следовало подкрепления (торможение запаздывания), и в случаях трудного дифференцировочного торможения.

Собаку подкармливали при показывании черного круга и не давали подкрепления при показывании эллипса. На эллипс возникало дифференцировочное торможение. Но, когда собаке стали показывать эллипс, по форме очень близкий к кругу, у собаки возник «срыв».

Если собаке одновременно предъявлялись два условных раздражителя, один из которых должен был вызвать в коре головного мозга процесс возбуждения, а другой — торможения, то один процесс не успевал сменить другой, происходила их «сшибка», что тяжело отражалось на высшей нервной деятельности.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также:

Мед312.ру