Речь (афазии, аграфии и алексии)

15.06.2010

В настоящее время справедливо считают, что различные формы афазий, а также нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия) не являются результатами локальных органических поражений головного мозга, а являются проявлениями нарушения целостной речевой деятельности в результате выпадения отдельных ее компонентов.

Но как показали исследования А. Р. Лурия и других советских ученых, в определенных случаях нарушенную речь можно восстановить, заменив выпавшие компоненты сохранившимися. Допустим, больной не может отличать на слух глухие согласные от звонких (например, «п» от «б»). Но, приставив ладонь к губам, можно отличать эти звуки по тактильным ощущениям. Примером нарушения речи на почве функциональных расстройств, нарушения нормального протекания процессов возбуждения и торможения является заикание.

При заикании нередко отмечаются и слабо выраженные органические нарушения, но все же главным является патологически застойное торможение, наступающее вследствие срыва высшей нервной деятельности. Может иметь место патологический условный рефлекс, развитие заикания по механизму подражания. Во всех случаях заикание усиливается при смущении, неуверенности больного.

При увлечении больного предметом своей речи заикание делается менее заметным. Нарушения речи могут быть обусловлены и первичными нарушениями мышления. Недоразвитость мышления при олигофрении, ослабление мыслительных процессов при деменции обусловливают скудную, невыразительную, неточную речь Извращение мышления при шизофрении ведет к «разорванной» вычурной, алогичной речи.

Нарушения речи у больных затрудняют для медицинского персонала возможности контакта с ними. Вместе с тем надо учитывать, что больные с дефектами речи крайне чувствительны к своему недостатку стесняются его и мучительно стараются преодолеть. Надо быть очень внимательными и чуткими к таким больным. Зная потребности и интересы больного, при внимательном отношении к нему, можно понять речь даже при значительном ее нарушении.

Надо всегда успокоить больного, если он волнуется, помочь ему найти нужное слово и продолжить речь. И. конечно больной никогда не должен чувствовать, что к его недостатку относятся с насмешкой. Восстановление нарушенной речи является очень важным моментом в социальной и трудовой реабилитации больных.

Медицинский персонал должен всячески помогать больным в восстановлении речи. Надо отмечать и поощрять каждый, даже самый маленький успех, создавать больным условия для тренировок правильной речи.

Надо также помнить, что появление неправильностей в речи может быть симптомом развивающегося органического поражения ЦНС. При появлении таких симптомов надо обратить на них внимание врачей.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также:

Мед312.ру