Главная / Руководство по медицинской психологии / Процессы познания / Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)

Речь (овладение речью в процессе изложения своих мыслей)

15.06.2010

Самым важным является овладение речью в процессе изложения своих мыслей собеседникам. Всякое выступление с беседой, информацией, докладом (если оно, конечно, хорошо подготовлено) обогащает речь выступающего. Медикам надо стремиться не только к обогащению содержания речи, но и к совершенствованию ее внешней формы.

Наибольшее впечатление на больных производит звучная, но не слишком громкая, отчетливо произносимая, богатая интонациями речь. Тренируйте свою речь в этом направлении, а если в ней все-таки наблюдаются элементы косноязычия, посоветуйтесь с логопедом.

Выше указывалось, какими сложными являются анатомо-физиологические основы речевой деятельности. Понятно, что и причины нарушений речевой деятельности могут быть весьма разнообразными (и органическими, и функциональными, связанными с нарушениями внимания, памяти, мышления).

Нарушения речи, возникающие при органических очаговых поражениях отделов мозга, наиболее непосредственно связанных с речевой деятельностью, называются афазиями. Среди разных форм афазий наибольшее значение имеют сенсорная, моторная и амнестическая.

При сенсорной афазии нарушено восприятие обращенной к больному речи. Так как органическое поражение при этом наблюдается обычно в «центре Вернике» (в височной доле левого полушария), а этот участок входит в корковый отдел слухового анализатора, то можно было бы предположить, что здесь имеет место нарушение слуха.

Но такие больные хорошо слышат и, в основном, правильно различают неречевые, например музыкальные, звуки. Нарушены именно восприятие формы и понимание смысла слов, в том числе и слов, произносимых самим больным. Хотя такие больные и много говорят, но нужные слова заменяют другими (правда, в чем-то сходными по смыслу).

Заменяются не только слова, но (из-за плохой дифференцировки) и слоги в словах, что делает речь таких больных еще более непонятной. Нарушенными оказываются не только устная речь, но и чтение и письмо. При моторной афазии нарушается возможность связать смысл слова с оформлением его в соответствующих звуках.

При этом сама возможность произносить звуки сохраняется, но больные как бы не могут найти нужных слов, хотя всячески пытаются сделать это. Исследования советских ученых показали, что моторная афазия наблюдается не только при поражении центра Брока, но и при других нарушениях. Речь при моторной афазии становится краткой, «телеграфной», с очень небольшим запасом слов, а иногда вообще сводится к повторению отдельных слогов («та-та-та»).

Хотя при моторной афазии восприятие чужой речи сохранено лучше, чем при сенсорной, но все же и здесь встречаются нарушения. При амнестической афазии нарушен процесс называния видимых, особенно нарисованных предметов. Увидев карандаш, больной не может назвать его, но говорит: «Это то чем пишут и рисуют».

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также:

Мед312.ру