Речь (развитие слуха)

Нормальное развитие слуха является совершенно обязательным для развития речи у ребенка. У глухих детей и у детей со значительным снижением слуха речь может развиться только при специальных занятиях с логопедами (педагогами, занимающимися устранением дефектов речи).

Развитие речи может оказаться нарушенным или вовсе не происходить и при других видах патологии центральной нервной системы и периферических органов речи. Конечно, и здоровые дети начинают говорить одни раньше, другие позже, но если ребенок после полутора лет не начинает говорить, его следует показать невропатологу.

Совершенно необходимым для нормального развития речи является и речевое общение ребенка со взрослыми людьми. По данным психолога Н. А. Тих, количество слов, которым владеют дети в условиях недостаточного речевого общения со взрослыми, составляет в два года 26, а в три — 195 слов. В условиях же постоянного речевого общения со взрослыми дети к двум годам владеют 285, а к трем годам — 2050 словами.

Следует активно способствовать и развитию речи детей, обращая внимание не только на правильность мыслей, но и на правильность их произношения. О степени развития речи у человека можно судить по словарному запасу — количеству слов, которым человек владеет. Надо различать пассивный словарный запас (количество слов, значение которых человек понимает) и активный словарный запас (количество слов, которые человек употребляет в своей речи).

К сожалению, у многих активный словарный запас значительно беднее пассивного. Чем богаче активный словарный запас, тем лучше человек формулирует и сообщает другим свои мысли, описывает события, разъясняет явления, может дать советы, опровергнуть неправильные» представления. Каждое явление можно обозначить различными словами, каждое из которых придает новый оттенок описываемому явлению (глубокая тишина, звенящая тишина, таинственная тишина, напряженная тишина и т. п.).

Речь человека характеризуется не только богатством словарного запаса, но и богатством грамматических форм. Понятие может быть выражено и одним словом, но суждения и умозаключения могут быть выражены только предложениями. Если маленький ребенок пользуется только простыми предложениями, то в более старшем возрасте он овладевает более сложными грамматическими формами, и это позволяет более полно, четко, гибко выражать свои мысли. Обогащению словарного запаса и грамматических форм способствует чтение литературы, изложение своих мыслей в письменной форме.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: