Речь (центры речи)

Различают также зрительный центр речи (в левой теменно-затылочной области), центр чтения, центр письма (во второй лобной извилине, впереди двигательного центра руки). Но такое распределение речевой деятельности по «центрам» относительно.

Оно показывает только ведущую роль в речевой деятельности корковых отделов слухового, двигательного и зрительного анализаторов. Преимущественное участие в речи левого полушария является еще одним доказательством связи речи с трудовой деятельностью, осуществляемой преимущественно правой рукой.

Несомненно, однако, что в речевой деятельности участвуют не только двигательные и чувствительные нейроны мозга, но и нейроны, «хранящие» в памяти образы и слова, нейроны, осуществляющие ассоциацию (сочетание) образов и слов.

Таким образом, в речевой деятельности участвует весь мозг человека, а поскольку речь неразрывно связана с мышлением, то справедливо сказать, что в речи участвует весь человек в его неразрывном единстве с социальной средой. Многое для понимания целостного участия мозга в речевой и вообще психической деятельности дали работы выдающегося советского нейропсихолога А. Р. Лурия.

Единство мышления и речи проявляется прежде всего в том, что они имеют единую психофизиологическую основу
— вторую сигнальную систему. Слова как обобщенные и отвлеченные сигналы действительности приобретают особую силу, ибо могут быть и условными сигналами, и безусловным подкреплением, действуя на человека не менее сильно, чем непосредственные воздействия окружающей среды. Поэтому речь может быть не только средством обозначения и описания предметов и явлений, средством выражения чувств, переживаний человека.

Речь — сильнейшее средство воздействия на человека. С помощью речи можно давать советы и инструкции, просить и отдавать приказания.

Речь сильнейшим образом воздействует на эмоциональное состояние человека, а через него — на деятельность внутренних органов. Речь может воздействовать на состояние организма и условно-рефлекторным путем. Немало поэтических строк посвящено силе слова. Медики обязаны всегда помнить о разящей и исцеляющей силе слова. Но если слово является важнейшим орудием медика, надо хорошо уметь им пользоваться. Для этого надо знать психологию речи.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Смотрите также: